Эстонских военных защищает надежная броня

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В этом месяце эстонские военные, служащие в миссии в Афганистане, взяли на вооружение арендованные у США бронетранспортеры MRAP, V-образное днище которых позволяет более эффективно защищать машины от мин и пуль противника.
В этом месяце эстонские военные, служащие в миссии в Афганистане, взяли на вооружение арендованные у США бронетранспортеры MRAP, V-образное днище которых позволяет более эффективно защищать машины от мин и пуль противника. Фото: Главный штаб Сил обороны

Если во время Освободительной войны молодую Эстонскую Республику защищали броневики с национально-романтическими именами, то в Афганистане у бронемашин Сил обороны Эстонии названия и конструкции гораздо сложее.



«Различают разные поколения автомобилей. То же самое и в мире бронетехники, сейчас различают четыре поколения и пятое уже в разработке», — рассказывает майор Рауль Ярвисте из отдела логистики главного штаба Сил обороны Эстонии.

По его словам, первые подержанные бронемашины, которые были у Эстонии в Афганистане, принадлежали к первому поколению, корпус у них был от обычного грузовика и к нему прилаживалось как можно больше всевозможных установок.

Новые поколения

Майор отметил, что в то время бронирование отличал весьма практичный подход. «Ситуация заставляла укреплять транспорт броней со всех сторон с помощью подручных средств», — вспоминает Ярвисте. К ним приваривали первые попавшиеся куски металла, закрывали окна, надстраивали бронированные башни и наращивали борта кузова. Все для того, чтобы «душа лучше держалась в теле», говорит Ярвисте.

Силы обороны занялись бронированием транспорта, поскольку надо было как можно быстрее защитить солдат, на тот момент не было возможности приобрести бронетехнику на рынке.

«Самый сильный удар был получен в ходе иракской миссии 2004 года, когда погиб старший фельдфебель Арре Иллензеер, это послужило толчком для быстрого бронирования и вложений средств в броню», — говорит Ярвисте.

Так в центре логистики Сил обороны за пять с половиной недель появился первый прототип бронированного грузовика Unimog. В Ирак было отправлено четыре таких машины.

А в Афганистане управляемый британским солдатом Unimog наехал прямиком на противотанковую мину. «Колесо и половина моста отлетели примерно на 400 метров. У самого парня одна нога была поранена и сломана другая нога», — вспоминает Ярвисте.

Тем не менее, если бы самодельное взрывное устройство было установлено немного под другим углом, рассказывать о случившемся надо было бы в трагических тонах. Тем более, что проведенный анализ вернувшейся из Ирака бронетехники показал, что часть нанесенных по ней ударов была довольно близка к цели.

В 2008 году в Эстонии произвели бронирование последних машин Un­imog, поскольку к этому времени военная техника стала для нас более доступной на рынке. «Силам обороны уже не имело смысла самим заниматься бронированием военной техники», — поясняет Ярвисте.

За пару лет до этого Эстония приобрела у Финляндии бронемашины типа SISU XA-180, на которые установили дополнительную броню. И еще их сделали плавающими. Как отмечает офицер оповещения центра логистики капитан Марек Мийл, новые SISU преодолевали водоемы «словно утята».

Но Ярвисте напоминает, что у SISU XA-180 мосты не выдерживали дополнительной нагрузки. «Таким образом, мы пришли к выводу, что у этих бронемашин имеется определенный предел, преодолеть который мы уже не сможем, дешевле будет приобрести бронетехнику следующего поколения», — констатирует он.

Последний раз Силы обороны Эстонии приобрели в Голландии в прошлом году за 320 миллионов крон (примерно 20,5 миллионов евро) 81 бронетранспортер SISU XA-188. Новые машины особенно обрадовали пулеметчиков, которым уже не надо было торчать в располагающейся снаружи пулеметной башне, в этих машинах они оперируют своим оружием внутри.

Помимо SISU в прошлом месяце эстонские военные в Афганистане приняли на вооружение новейшие бронетранспортеры MRAP. У всех этих машин днище в форме буквы V. Как объяснил Ярвисте, если взрывается боезаряд, то ударная волна расходится по обе стороны этого V-образного днища.

Эти машины были получены от США на основе арендного договора с нулевой суммой аренды — когда миссия будет завершена, завершится и срок договора на эксплуатацию машин. «У нас имеется договор на их использование в этом и в следующем году. Вопрос в том, что будет с миссиями в дальнейшем. Когда военные оттуда (из Афганистана) уйдут, то мы их больше уже не сможем использовать», — уточняет майор Ярвисте.

На самом деле война в Афганистане начинается уже в Эстонии, поясняет лейтенант Мийл. «Здесь изготавливается все снаряжение, в которое одеты парни, кроме того, приводят технику в рабочее состояние или при необходимости ремонтируют», — рассказывает он.

Уже побывавшие в деле машины применяются в Эстонии не только для обучения отправляющихся в военные миссии, но и для решения местных задач. MRAP старшего поколения под названием Mamba Avis сейчас используются в расположенном в Тапа пионерском батальоне Северо-Восточного оборонительного округа.

После возвращения из Афганистана довольно высокие бронемашины с не слишком большой базой преподнесли на дорогах Эстонии сюрприз. «Когда приходилось ехать в Эстонии по улицам и на скорости 40 км/ч резко выкручивать руль, заднее колесо с внутренней стороны поднималось на полметра вверх», — говорит Ярвисте, по словам которого, эти машины пришлось приспосабливать к здешним условиям.

Ярвисте отмечает, что в случае бронемашин нельзя говорить об общей универсальной защите, следует исходить из конкретных очагов угрозы. В широком плане выделяют защиту от пуль, то есть какие именно пули выдерживает корпус машины. Во-вторых, защиту от мин, то есть какие мины не смогут продырявить дно.

Начиная с 2001-2002 года стали различать также защиту от IED (импровизированных самодельных взрывных устройств. — Ред). При создании IED применяют различные сочетания снарядов или мин и это особенно затрудняет прогнозирование источника взрыва.

«Проблема IED состоит в том, что никогда неизвестно, каким он окажется и как сработает», — говорит Ярвисте. При бронировании против IED исходят из возможной нетто-массы взрывчатого вещества, удар которого требуется выдержать.

Сотрудничество с наукой

Хотя за это время техника значительно усовершенствовалась, однако по-прежнему актуален вопрос, возникший еще в первые десятилетия прошлого века, — как защитить автомобиль броней таким образом, чтобы он не был слишком тяжелым.

«Сегодня основное внимание уделяется прежде всего защите от IED и постоянно идет работа над тем, чтобы при том же весе добиться лучшей степени защиты. Теперь это ключевой вопрос — как построить более легкий автомобиль с защитой, превосходящей предыдущую», — заключает Ярвисте.

Разработчики бронетранспортеров пятого поколения также озабочены тем, как сделать бронемашины более удобными в эксплуатации. Например, бронемашины типа SISU могут довести экипаж до клаустрофобии — людям приходится находиться в пространстве без окон, наружу не выглянуть.

К этому следует добавить суровые условия пустыни: при закрытых люках и работающем кондиционере температуру воздуха в машине можно снизить до 40-45 градусов. Многочасовая тряская езда в машине без окон может вызвать не самые приятные эмоции, если учесть, что порой даже в автобусах пассажиров может тошнить.

Помимо проблемы комфорта для солдат идет пос­тоянная работа над материалом брони. По заказу Министерства обороны ученые Таллиннского тенического университета разработали защитные пластины из карбида титана.

По словам Ярвисте, титан — легкий и прочный материал, однако его цена высока. Как правило, очень легкие материалы дорого стоят, а более тяжелые снижают грузоподъемность бронемашины.

«Здесь всегда возникает вопрос лавирования между финансовой стороной, массой и всем прочим, если же кто-то скажет, что здесь есть своя непреложная истина, то хотел бы я взглянуть на этого человека», — говорит майор Ярвисте.

Парк бронетехники ждет пополнения

Когда в 1918 году в Эстонии всего за три дня был построен первый бронеавтомобиль «Estonia», в скором времени выяснилось, что он слишком тяжел для заснеженных дорог. Бронеавтомобиль так и не покинул пределов Таллинна, оставшись в качестве символа стоять рядом с одноименным театром.

Затем бронеавтомобиль был перестроен и отправлен на фронт, но там проявились его новые недостатки – мощность автомобиля оказалась слишком мала, а броня тонка. Следующий бронеавтомобиль «Tasuja» («Мститель») провалился сквозь мост, и чтобы он не попал в руки врага, его пришлось сжечь.

Бронеавтомобиль под названием «Vanapagan» (можно перевести как «Черт») прощел всю Освободительную войну, он был обшит льняной паклей и снаружи покрыт пластинами из корабельной стали.  

Сегодня овеянные национальной романтикой названия бронеавтомобилей сменились всевозможными комбинациями букв и цифр, а вместо льняной пакли применяются высокие технологии.

Так, в настоящее время на вооружении Сил обороны Эстонии имеются бронетранспортеры SISU XA-188, SISU XA-180EST, а также разные типы Uni­moge и MRAP.

Танки, отвечающие стандартам НАТО, должны появится в армии Эстонии к 2018 году. Из программы развития обороны страны явствует, что в 2009-2018 годы объем оборонного бюджета определен в 60 млрд крон, из которых 40% предназначены для финансирование военных поставок и строительной деятельности. (РМ)

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх