Кристен Михал: в поисках рецепта законотворчества

, министр юстиции, Партия реформ
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Силле Анннук, Маргус Ансу

При создании законов необходимо больше анализа, дискуссий и вовлечения в процесс заинтересованных сторон. В дальнейшем законы будут создаваться медленнее и при большем консенсусе, обещает министр юстиции Кристен Михал.

Вообще, законы — вещь довольно неинтересная. Особенно летом. Приятней читать хорошие книги, в которых понятно, кто хороший, а кто плохой и развязка непредсказуема.

Но что касается договоренностей и решения вопросов в повседневной реальности, то все здесь происходит не так, как в кино, где добрые всегда в белом, а злые в черном. Пока мы не достигли такого прекрасного положения, нам необходимы некие правила, по которым организуются разные сферы нашей жизни. Законы и являются результатом  политических соглашений о том, как нам строить свою жизнь.

В медицине важно не только само выполнение сложной медицинской процедуры, но и то, как было принято решение провести эту процедуру. Пациенту важно знать, в чем заключается его проблема, какой может быть результат от лечения и какие могут быть последствия. Что касается здоровья, то иногда результат бывает совершенно ясен: если вместо больного колена оперируют колено здоровое, значит, в самом процессе что-то неладно.

С законами в каком-то смысле все точно так же. Чтобы создавать хорошие законы, сначала необходимо понять проблему, которую придется решать. До этого и после этого необходим анализ и мнение причастных к делу людей и организаций. Только после того, как четко выявлена потребность, стоит браться за создание нового закона.

Общественность Эстонии уже не раз бывала свидетельницей того, как после выпуска вечерних новостей появлялся некто и запросто решал сложную проблему. А потом выяснялось, что из-за спешки или отсутствия анализа эта проблема так же просто оставалась нерешенной.

Юридический язык

В этом смысле символичным стало последнее решение прошлого состава Рийгикогу, когда 23 февраля была принята Программа развития законотворческой политики Эстонии до 2018 года. Она определяет пути, по которым в дальнейшем будут приниматься законы.

Проще говоря, важную роль играет слово. Программа развития утверждает, что правовые акты следует составлять простым языком, ясно и точно, учитывая предполагаемую целевую группу правового акта. Как новоиспеченный министр я могу заверить, что языковое оформление законов просили упростить отнюдь не биологи и психологи, но судьи и адвокаты. Они знают, о чем говорят.

В сфере предпринимательства действует правило: если ты не можешь ясно выразить суть дела, то даже не начинай его. В эстонской политике в качестве контрольного вопроса используется знакомая по рекламе оптимистичная фраза: «Все это очень хорошо, но что это все будет означать для меня как для пенсионера?». Если создатель закона не способен дать на это ответ, следует проверить, а понимает ли он вообще, зачем создается закон.

Другой заковыристый вопрос связан с процессом: при создании закона все должно быть открыто и предсказуемо, каким образом что-то делается и кто именно это делает. Это значит, что к закону подступаются с правильного конца, с пониманием, зачем нужно что-то делать и к чему желательно прийти. А не так, как пользующийся шпаргалкой школяр: ответ мне известен, теперь бы как-нибудь расписать на бумаге ход решения.

Очень важно пройти все этапы. Мудрый человек знает, что хорошая идея в спорах не затеряется, но именно так и можно устранить все слабые места. Поэтому, приступая к созданию закона, следует начать с ответа на вопрос, для чего мы все это начинаем и почему именно сейчас. Когда ответ будет получен, формулируется желаемая цель и анализируются другие варианты решения ситуации.

Конечно, закон должен быть действенным: прежде чем его принять, следует проанализировать его воздействие. Если этого не сделать, тогда будет — хотели как лучше, а получилось как всегда. В программе развития законотворческой политики сказано, что необходимо проанализировать воздействие законодательства на частное предпринимательство. Это очень логично, однако в законотворчестве это еще не так очевидно, как можно предположить.

Правила лоббирования

Мы часто слышим презрительные реплики по поводу того, что за тем или иным законом стоит заинтересованная группа. В ответ на это стоит спросить, какое общество мы хотим. Такое, где есть интересы, но они продвигаются из-под полы, или же такое, где лоббирование как отстаивание своих интересов является частью демократического процесса?

Я выбираю открытое и прозрачное общество. Такое, где люди имеют право на свое видение проблем, право критиковать правительство и в процессе честного публичного законотворчества разъяснять свои интересы.

В программе развития отмечается, что в законотворчество нужно вовлекать тех, кого затрагивает законопроект. Ведь совершенно разумно, что если мы что-то меняем в жизни семей, то и обсуждаем это именно с ними. Столь же естественно обсуждать изменения в сфере предпринимательства с бизнесменами.

Как министр юстиции я бы хотел видеть понятные правила такого вовлечения в процесс. Тогда и чиновники министерств не попадали бы в сложное положение, когда поинтересоваться мнением предпринимателя можно только неофициально, поскольку иначе может последовать обвинение в том, что кому-то отдается предпочтение.

Публично отстаивать свои интересы естественно, будь ты пенсионер, родитель, предприниматель или велосипедист. Обществу в целом будет очень полезно, если к созданию законов в Эстонии станут привлекаться лучшие специалисты и те, кого касаются эти законы. Поэтому одной из целей является создание публичных каналов и возможностей для лоббирования.

Подведем итог: в ближайшие годы значительные изменения произойдут в том, как в Эстонии будет организовываться наша жизнь. Необходимо больше анализа, дискуссий и участия сторон. Законы будут создаваться медленнее и, надо надеяться, при большем консенсусе. Те, кому это по душе, могут оправляться на пляж. Все остальные могут тоже, поскольку времени для споров будет в избытке.

Комментарии
Copy
Наверх