Первые сто дней: пара ярких моментов и ничего нового

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Март Лаар и Андрес Ансип 4 апреля подписали на Тоомпеа коалиционное соглашение.
Март Лаар и Андрес Ансип 4 апреля подписали на Тоомпеа коалиционное соглашение. Фото: Пеэтер Ланговитс

Политические наблюдатели и оппозиция по итогам первых ста дней работы правительства особо отметили деятельность министра образования Яака Аавиксоо и министра иностранных дел Урмаса Паэта. Однако ничего нового в работе правительства не нашли.



В прошлый четверг третье правительство Андруса Ансипа незаметно отметило сто дней своего пребывания у власти. Эта важная дата оказалась в тени поступившего утром того же дня сообщения об освобождении заложников в Ливане, что было отнесено к заслугам министра иностранных дел.

«В отношении Паэта следует признать, что продолжение деятельности этого опытного министра на своем посту несомненно пошло на пользу в деле освобождения эстонских велосипедис­тов в Ливане», — полагает политолог Агу Ууделепп.

Положительную оценку главе МИДа дали также эксперты центра политических исследований Praxis и оппозиционные политики. По мнению центриста Юри Ратаса, освобождение заложников продемонстрировало успех эстонских ведомств и дипломатов и профессионализм их работы.

Яак Аавиксоо на своем новом посту энергично продолжил дело своего предшест­венника как по части перевода русских школ на эстонский язык и разделения основных школ и гимназий, так и в отношении разработки реформы высшего образования.

Причем наибольшее внимание уделялось реформе высшего образования. Ууделепп выразил надежду, что действия министра уже в ближайшее время приведут к позитивным изменениям в образовательной сфере.

Состав кабинета тот же

«Аавиксоо несомненно занимается своим делом, он вдоль и поперек знает ситуацию в образовании и с ходу начал дискуссию о том, что необходимо было бы предпринять для развития высшего образования», — отмечает Ууделепп.

Со своей стороны бывший премьер-министр Андрес Таранд назвал начинания Аавиксоо в сфере высшего образования положительными. «Хотя я бы сказал, что он исправляет там свои собственные ошибки, — заметил Таранд. — Именно в его время была принята Болонская система и запущена нынешняя модель финансирования».

Ратас напомнил, что реформирование образования начиналось мощно, однако причастным к делу сторонам и общественности пока еще не совсем ясно, в чем именно будет заключаться бесплатное высшее образование и отделение гимназий.

Политологи и представители оппозиции констатировали, что правительство не совершило ничего неожиданного или совершенно нового — в составе кабинета поменялись лишь некоторые лица и портфели.

«В принципе, мы имеем дело с хорошо сработавшимися партнерами, которые прекрасно знают друг друга, смена отдельных министров не особо сказывается на общей картине, — считает Ууде­лепп. — Правительству не потребовалось времени на то, чтобы освоиться, оно смогло сразу взяться за дело».

Ратас подверг правительство критике за безынициативность, особенно по таким важным для общества вопросам, как рост цен. По его словам, об абсурдности ситуации свидетельствует уже то, что цены на некоторые продукты питания в Эстонии выше, чем в Финляндии, несмот­ря на то, что зарплаты различаются в несколько раз.

По мнению центриста, правительство ничего не предприняло для того, чтобы сдержать рост цен и даже не признало сам этот факт. «Мой добрый совет правительству заключается в том, что ему следует наладить работу защиты потребителя так, как этому и полагается быть», — сказал он.

Упреки в бездействии

В бездействии упрекает правительство и Таранд. В негативном плане он отмечает пассивность министра экономики Юхана Партса, представляющего в Eesti Ener­gia государство как единст­венного акционера.

«Eesti Energia управляется уже не так, как прежде. Налицо не только повышение тарифов, но и ориентация на этакую авантюрную линию вместо закрепления прежних договоренностей», — выразил он недовольство зарубежными начинаниями предприятия.

В общем и целом Таранд оценил работу правительства как посредственную — не было значительных промахов, которые заслуживали бы резкого осуждения, однако ничего особенного также сделано не было. По пятибалльной шкале его оценка деятельности правительства была бы «где-то между тройкой и четверкой».

Ключевые слова

Наверх