Почему читатель таки убежден, что Эстония ничего не сделала?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Всех подробностей спасательной операции, вероятно, никогда не узнают даже семьи спасенных туристов.
Всех подробностей спасательной операции, вероятно, никогда не узнают даже семьи спасенных туристов. Фото: Станислав Мошков/«День за днем»

Нет, конечно, ни одна версия в запутанной истории вроде той, что случилась с нашими туристами в Ливане, не может быть отвергнута только за то, что она слишком цинична и выбивается из общего порыва. Однако грамотную версию от огульного охаивания отличает именно то, что она подкреплена серьезными аргументами.

В пятницу утром, вернувшись из аэропорта в редакцию, повесив на портал написанный на ходу репортаж с первыми впечатлениями освобожденных велосипедистов, я поняла, что ехать домой спать уже поздно, и стала рассеянно просматривать в онлайне новости о спасении заложников. Должна признаться, что обычно не читаю анонимные комментарии к новостям без острой профессиональной необходимости, однако на это раз я открывала их почти спокойно. Мне казалось, что это тот редкий случай, когда даже интернет-комментаторы могут со спокойной душой порадоваться тому, что все так хорошо закончилось. Как бы не так!

 Оптимистичные отклики редкими цветочками пробивались сквозь бурные заросли возмущения по поводу того, что эти болваны сами нарвались на неприятности, а спасали их на деньги налогоплательщиков, хотя сами пострадавшие – люди небедные,  предположения, что ради серопаспортников, небось, напрягаться бы не стали, и ехидные замечания, что эстонское государство имитировало бурную деятельность, пока всю работу сделали французы. В рубрике «опрос» на DzD.ee эта позиция тоже зашкаливала, дохленькая строчка о вкладе Эстонии едва переползла за два процента. И так продолжалось целый день…

 И я почувствовала, что все это немножко слишком.

Можно только позавидовать той уверенности, с которой пойманный репортером на улице сантехник дядя Ваня бросает в объектив телекамеры, что Эстония-то уж точно ничего не сделала для спасения заложников. Мне как журналисту в течение этих трех месяцев пришлось много собирать информацию, связанную с личностями похищенных и деталями самого похищения, анализировать публикации зарубежных СМИ, общаться с эстонскими официальными лицами и специалистами, которые сталкивались с захватом заложников на практике. Я была в аэропорту, видела реакцию родственников, особенно потрясенные, какие-то опустошенные лица детей, наблюдала за поведением представителей спецслужб. Я в курсе, что имевшаяся в открытом доступе информация уже неделю назад позволяла предполагать, что дело близится к развязке, но что доставку эстонцев домой МИД в четверг готовил в жуткой спешке, никакого плана по этому поводу припасено не было. И поэтому я не рискну утверждать, что знаю, как на практике проходят такие операции, кто, сколько и кому заплатил, и чье вмешательство сыграло решающую роль.

То есть, перефразируя Сократа, чтобы признать, что ты чего-то не знаешь, для начала нужно хоть что-нибудь знать.

 Что мы можем сказать, опираясь исключительно на доступные нам факты?

 Первое: если бы Эстония пальцем не пошевелила для того, чтобы освободить своих граждан, ни одно другое государство или международная организация уж точно не стали бы заниматься этим чисто по собственной инициативе альтруизма ради.

 Чтобы, не имея в тех краях даже собственного посольства, поднять на ноги и скоординировать спасательную операцию с участием дипломатов и сотрудников спецслужб нескольких стран, нужно не меньше, а возможно и больше усилий, чем пришлось бы приложить стране, располагающей и большими материальными возможностями, и штатом знакомых с ливанскими реалиями агентов, и историческим влиянием в регионе. А ведь еще нужно было в течение трех с половиной месяцев поддерживать во всей этой ораве интерес к судьбе семерых наших туристов. У тех же французов, принимавших активное участие в спасении эстонцев, за это время гремели и президентская кампания, и скандал со Стросс-Каном, и выборы нового главы МВФ, а своя рубашка всегда ближе к телу.

 Кстати, как рассказали заложники, их похитители особенно тщательно отслеживали по радио и обсуждали именно сообщения о действиях и высказываниях эстонского министра иностранных дел Урмаса Паэта. Именно эстонский номер был забит в телефон, который вручили пленникам, когда в ночь освобождения их оставили одних в машине, и, как пишет зарубежная пресса, именно эстонский МИД давал указания франко-эстонской группе, где забирать оставленных похитителями туристов.

Второе: заплатили ли за семерых эстонцев и сколько, мы, вероятно, не узнаем никогда. Но ведь и так понятно, что бесплатно свобода не достается. Как выразился по этому поводу Урмас Паэт, «таким операциям всегда сопутствуют расходы, и расходы немалые». Возможно, Эстония и не выкладывала из мешка реальные 10 миллионов евро. Но существуют еще не материальные, вернее, не совсем материальные гарантии. Например, новоиспеченное ливанское правительство, отчаянно нуждается в международной поддержке, как и грохнувшийся туристический сектор страны. Америка и Израиль отнеслись к новому составу ливанского кабинета министров настороженно, по причине наличия в нем представителей движения «Хизболла». Поэтому Ливан особенно заинтересован в налаживании отношений с ЕС.

И если на Ближнем Востоке голос Эстонии вряд ли может быть решающим, он вполне может пригодиться для улаживания какого-нибудь другого вопроса, интересующего европейских «тяжеловесов». Кроме того, в разговоре с корреспондентом «ДД» Урмас Паэт сказал, что главную роль в освобождении заложников сыграл обмен конфиденциальной информацией, поступавшей из множества источников в разных странах. А информация по нашим временам ценится особенно дорого. Так что, скорее всего, семеро велосипедистов обязаны своим освобождением цепочке больших одолжений.

И третье. Переживающим за деньги налогоплательщиков хочется сказать: если бы государство и СМИ помогали только тем, кто влип в неприятности исключительно по вине внешних обстоятельств, газетам было бы не о чем писать. И даже если вы, уважаемый анонимный скептик, никогда не выступали поручителем по сомнительным кредитам, не нарушали правил парковки и не путали дату важной встречи, помните о том, что и у вас есть менее непогрешимые родственники. И когда  ваш сын-подросток впервые в жизни напьется на вечеринке, упадет и расшибет себе голову, вы уж наверное будете надеяться на то, что скорая на деньги налогоплательщиков окажет парню медицинскую помощь. Хотя виноват он будет  исключительно сам.

 

 

 

Комментарии
Copy
Наверх