«Хороший ты мужик, Андрей Егорыч…»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Яна Тоом
Яна Тоом Фото: PEETER LANGOVITS/PM/SCANPIX

Меня попросили прокомментировать опубликованный сегодня на «Дельфи» опус моего коллеги по партии Хенри Казело.  Ну что тут скажешь? Статью прочитала с грустью.

Во-первых, потому, что была о Хенри довольно высокого мнения – после моего назначения на пост вице-мэра Казело два месяца был моим советником и очень мне помог в период адаптации. Расставаться было грустно, хотя после шести лет в советниках вице-мэра (до меня он занимал тот же пост при Кайе Яппинен) для Хенри назначение советником евродепутата Сийри Овийр было явным проявлением карьерного роста, причем долгожданным. Еще отмечу, что за время совместной работы он ни словом, ни взглядом не дал понять, что в политике мыслит категориями «эстонец – неэстонец», так что в этом смысле статья стала для меня неприятным сюрпризом.

Не секрет, что в преддверии съезда Центристской партии идет предвыборная борьба, так как на пост председателя партии у нас два кандидата – Эдгар Сависаар и Юри Ратас. Политические взгляды кандидатов практически идентичны – оба на все сто разделяют программу партии, в выработке которой оба принимали самое активное участие, - так что официально водораздел проходит по дате рождения и стилю руководства. Ратас, в частности, обещает навести порядок в финансах партии, руководить партией более демократично (в частности, определять списки кандидатов на выборы путем внутрипартийного голосования), а также «вывести центристов из изоляции».

К слову об изоляции – введя в поисковик google „keskerakonna isolatsioon“, вы получите удивительный результат: об изоляции центристов громче и чаще всех говорят центрист Калле Лаанет и соцдемы во главе со Свеном Миксером. Это особенно забавно, потому что те же соцдемы с треском покинули правящую коалицию и на Тоомпеа, и в Таллинне, да и по числу мандатов в Рийгикогу (19 против 26) значительно уступают центристам. Но как бы то ни было, термин «изоляция центристов» мастерски введен в обиход СМИ, и это позволяет со знанием дела рассуждать о «выводе из изоляции» целой партии, хотя фактически мы имеем дело с попыткой бойкотировать лично Эдгара Сависаара, причем бойкот не первый год пытается объявить не кто-нибудь, а премьер-министр. Недаром Ансип неоднократно заявлял, что с Сависааром не будет сотрудничать ни при каких обстоятельствах, а на днях превзошел сам себя, заявив, что столичный мэр «давно не является адекватным партнером для разговора». Не надо быть Кассандрой, чтобы распознать в этой реплике пробный камень: не удастся ли объявить Сависаара маразматиком? Ведь в случае с Рюйтелем это сработало. Как мы помним, в какой-то момент - совершено случайно совпавший с президентской избирательной кампанией - эстонские СМИ начали писать о Рюйтеле  исключительно в ключе «этот сенильный старикан», что, помнится, вызывало серьезную озабоченность у омбудсмена по журналистской этике Тарму Таммерка. С Сависааром, который на 20 лет моложе и злее, этот номер, очевидно, не пройдет, но очевидно и то, что Ансип будет продолжать: любовь зла.

Итак, Ратас обещает вывести партию из изоляции. Как? Сместив Сависаара, то есть сделав ровно то самое, к чему в унисон призывают Ансип и Миксер. Однако для такого шага нужны более серьезные обоснования, чем горячее желание политических противников, и именно поиском этих обоснований заняты сегодня сторонники перемен.

Как обычно в таких случаях, есть отлакированная официальная версия – новое поколение, новая энергия, новый стиль управления, вывод из изоляции, и проч. И версия неофициальная, которую самому претенденту озвучивать не к лицу. Скажем, о том, что Сависаара поддерживают исключительно те, кто «входит в созданную им пищевую цепочку» (Лаанет), или что Ратас «не будет перед выборами ездить в Москву пить чай» и не станет «украшать силуэт Таллинна храмом, который для эстонца является воплощением русификации» (Казело).

Буквально вчера мы встречались с Юри Ратасом и говорили о его видении внутрипартийного уклада. Говорили и о стиле предвыборной полемики, причем он признал, что с обеих сторон прозвучали слова, говорить которые не следовало. Сегодня - благодаря Хенри Казело - этих слов стало больше. К чести Юри должна сказать, что озвучивал их не он.

Для меня Центристская партия была и остается политической силой, которой не дела до того, какой язык я считаю родным. И все же тот факт, что эстонцев в очередной раз пытаются припугнуть русскими, причем делает этой мой однопартиец, является знаковым.

Я больше чем уверена – ни под одним из вышеприведенных высказываний Юри Ратас ни за что бы не подписался. Потому что Ратас – интеллигентный человек и грамотный политик. Который, безусловно, согласен с тем, что интересы народа Эстонии стоят выше узконациональных интересов эстонцев или неэстонцев. Но короля, как известно, делает свита. И если свита безнаказанно говорит глупости или хамит избирателям, это накладывает свой отпечаток и на монарха.

Месяца полтора назад я комментировала выдвижение Ратаса на пост председателя партии, и высказалась в том духе, что это верный шаг, но время Юри, на мой взгляд, еще не пришло. Не дорос. А сегодня, прочитав панегирик Казело, я поймала себя на том, что в голове крутится фраза Нонны Мордюковой из старого советского фильма: «Хороший ты мужик, Андрей Егорыч. Но не орел!»

Яна Тоом,
депутат Рийгикогу, Центристская партия

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх