Врач: данные слишком доступны

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Если доступ к данным о здоровье прост, то люди перестают доверять инфосистеме и начинают скрывать свои данные. Но отсутствие нужной информации может привести к тяжелым последствиям для пациента.
Если доступ к данным о здоровье прост, то люди перестают доверять инфосистеме и начинают скрывать свои данные. Но отсутствие нужной информации может привести к тяжелым последствиям для пациента. Фото: Прийт Симсон

По мнению ревматолога Тыну Пеэтса, медики слишком легко получают доступ к данным о здоровье пациентов, поэтому может получиться так, что в целях безопаснос­ти данные будут вводиться выборочно, что снизит ценность всей системы.

«Многих граждан беспокоит, что врачи слишком легко получают доступ к информации о состоянии здоровья человека, содержащейся в дигитальной истории болезни и инфосистеме медучреждения», — рассказал работающий в Ида-Таллиннской центральной больнице ревматолог Тыну Пеэтс.

Он считает, что граждане других государств вряд ли бы согласились с такой сис­темой, которая позволяет осуществлять тотальный контроль.

«Сведения о здоровье граждан имеют как коммерческую, так и иную ценность, поэтому можно предположить наличие интереса к получению таких данных через медиков», — заметил он. По словам врача, в Эстонии явно сложилась ситуация, когда в надежде на большую защиту данных о своем здоровье люди обращаются к частным врачам.

Информация о запросе
По словам Пеэтса, сейчас каждый человек должен сам побеспокоиться о том, чтобы узнать, кто и когда интересовался его данными о здоровье.

«Было бы естественно, если бы гражданина, по крайней мере, если он того желает, автоматически информировали о всех запросах, сделанных в отношении него, а если он сделает соответствующее распоряжение, то выдавали данные о нем только с его разрешения», — предлагает Пеэтс одно из возможных решений обеспечения конфиденциальности.

В нынешней системе дигитальной истории болезни и инфосистеме лечебного учреждения этого нет.

«Если из соображений защиты данных информация будет вводиться в систему избирательно, например без указания душевных и венерических заболеваний, то это заметно сократит пользу от такой системы», — заметил врач.

По словам руководителя инфослужбы Представительского объединения пациентов Эстонии Анне Вескимейстер, к ним обращались с проблемой, что по сути любой работник системы здравоохранения может получить данные о состоянии здоровья человека. Она добавила, что каждый запрос оставляет в системе свой след.

«По моему мнению, на это надо заранее спрашивать разрешение у пациента, но сегодняшняя система здравоохранения считает разрешением уже то, что пациент обратился за помощью в медучреждение», — сказала Вескимейстер.

По ее словам, тех людей, которые хотят ограничить доступ к каким-либо данным о себе, они направляют в целевое учреждение E-tervis, которое занимается дигитализацией здравоохранения Эстонии.

Руководитель по связям с общественность E-tervis Тимо Ваарманн подтвердил, что каждый человек имеет право ограничить использование своих данных в инфосистеме здоровья. «Можно закрыть доступ ко всем своим данные данным или только к конкретным документам», — заверил он, и рассказал, что это можно сделать тремя способами.

Во-первых, можно попросить об этом через портал пациентов, подписав просьбу дигитальной подписью. Во-вторых, составленный во время визита к врачу конкретный документ можно закрыть для общего доступа. В-третьих, можно подать соответствующее заверенное подписью заявление в Минсоцдел.

«Ограничение доступа к своим личным данным следует тщательно взвесить, поскольку сокрытие каких-то сведений от лечащего врача может повредить самому пациенту, ведь лечащий врач будет исходить из неполных данных», — предупреждает Ваарманн и объясняет, что ограничения к дос­тупу впоследствии можно и снять.

Сколько людей ограничило доступ к своим данным, Ваарманн обнародовать не захотел. «Поскольку через портал пациентов человек в любое время может полностью или частично закрывать или отрывать доступ к своим данным, то информация была бы неточной».

В E-tervis не поступало жалоб о том, что кто-то без спроса использовал данные о здоровье в иных целях, но запросы о том, кто знакомился с их данными, были.

По словам Вескимейстер, медики утверждают, что не могут лечить комплексно, если человек ограничивает доступ к данным о его здоровье. «Если полных данных нет, то могут возникнуть врачебные ошибки. Но я сказала бы, что это немного похоже на отговорку».

Вескимейстер подчерк­нула, что обязанность пациента — выполнять предписания врача и давать ему как можно более точную информацию, но, с другой стороны, у него есть право выбирать, что говорить медикам.

Одна жалоба
Вескимейстер считает, что проку от автоматического уведомления пациента о запросе в отношении данных о его здоровье нет. «Такая информация дойдет до тех, у кого есть компьютер и адрес электронной почтой. До того контингента, которым мы в основном занимается, это не дойдет», — констатировала представитель пациентов.

В Представительское объединение пациентов поступила только одна жалоба на то, что данные пациента смотрели без его ведома. «Я много занималась тем, чтобы люди знали о существование портала для пациентов. Но многие люди об этом еще просто не знают», — добавила Вескимейстер.

Кто имеет доступ к данным о здоровье?

• Работник здравоохранения. Он может посылать документы и запрашивать данные о здоровье. Он не получит данные из закрытых историй болезни. Предпосылкой для получения сведений является наличие лечебных отношений. Инфосистема здоровья проверяет, зарегистрирован ли данный работник в Департаменте здоровья и имеет ли действующую лицензию его лечебное учреждение.
• Регистратор. Может запрашивать медицинские данные сопроводительных, но не получит данные закрытых сопроводительных и данные из сопроводительных из закрытых историй болезней.
• Представитель пациента или его доверенное лицо. Может запрашивать медицинские данные и кто интересовался ими, за исключением закрытых документов.
• Пациент. Может запрашивать о всех данных о своем здоровье, за исключением тех документов, доступ к которым пациента был ограничен врачом. Врачебные ограничения имеют временный характер. А также о тех, кто интересовался данными о его здоровье.

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх