У хозяйки ягодного хутора финны запели бы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Гостям из Эстонии хозяйка ягодного хутора Руть Райвио предлагает клубничный рулет. Печь пироги и торты — страстное увлечение Руть.
Гостям из Эстонии хозяйка ягодного хутора Руть Райвио предлагает клубничный рулет. Печь пироги и торты — страстное увлечение Руть. Фото: Михкель Марипуу

Кто же из нас не работал в Финляндии на сборе клубники! И Руть Райвио приехала сюда в конце 1990-х поработать да так и осталась в финском садоводческом цент­ре по выращиванию клубники в Суоненйоки.

Эстонцы уже давно не занимаются сбором урожая клубники в Суоненйоки — эту работу теперь выполняет сотня украинцев. Нас приняли очень доброжелательно, как это и свойственно жителям сельской местности, выделили у озера жилье (mökki), где  имелось все необходимое для жизни, в том числе, разумеется, и сауна.


С террасы открывался великолепный вид — отгадайте, на что? — само собой, на одно из бесчисленных финских озер. В этом подобии дачи останавливаются все друзья и родственники, которые приезжают к семье Райвио в гости.


Руть Райвио приглашает нас в кухню и выкладывает на стол приготовленный собственными руками клубничный рулет и черничный пирог. Приготовление пирогов и тортов — ее страстное увлечение. Для наших желудков, которые пришлось заполнять купленными в придорожных киосках булочками, домашняя выпечка стала настоящей отрадой.

Кроме того, Руть ведет кулинарный блог, и я обязательно посоветую своей жене им воспользоваться!
«Первый раз я оказалась здесь в 1997 году, — вспоминает Руть. — На самом деле мы с подругой собирались ехать в Англию собирать огурцы, но ответа оттуда и по сей день не дождались».

На следующее лето она тоже приехала сюда поработать на сборе клубники.
Их взгляды встретились
Кто же на кого положил глаз первым: хозяин Вейкко на сборщицу ягод или работница — на хозяина?

«Когда в 1999 году я сюда вернулась, уже не знала, где мне жить — на половине сборщиков ягод или на хозяйской», — говорит Руть.
Эти метания прекратились в 2000 году, когда женщина собрала в Эстонии свои вещи и переехала на постоянное местожительство в Суоненйоки.
Теперь в семье уже двое детей: Артту и двухлетняя Стелла, за которой присматривает украинка Валя.
«Когда я здесь осталась жить, знакомые стали звонить и спрашивать, можно ли приехать на сбор ягод, но всем хорошим знакомым я говорила, что прежде стоит хорошенько подумать, — рассказывает женщина. — Это очень тяжелый труд».

Некоторые украинцы приезжают летом поработать в хозяйстве Райвио уже несколько лет подряд. «У нас есть украинский агент, который занимается наймом украинцев на работу и в другие места в Финляндии».

Летом у Райвио наступает горячая пора — грядки с клубникой занимают 24 гектара, а на 12 гектарах растет малина. Это одно из самых крупных ягодных хозяйств в регионе. Зимой здесь живут на доходы, которые заработали на ягодах за лето.

Украинцы заняты сортировкой малины и некоторые ягодки нетоварного вида отправляют себе в рот. Дети Руть тоже поглощают ягоды с удовольствием. У меня это вызывает вопрос, неужели малина с клубникой еще не надоели всем до чертиков? Руть утверждает, что нет.

«Однажды я оказалась на рынке, где продаются наши ягоды, — рассказывает хозяйка. — Там появляется ужасное желание купить и поесть ягод. Кажется, это желание никогда не пройдет, но при этом я никогда не объедалась клубникой до тошноты».

Малина для президентов
Когда Мартти Ахтисаари был президентом, на годовщину республики он заказал для себя крошечную желтую малину и мелкую клубнику именно на хуторе Райвио.

«Вейкко стал после этого шутить, что у Ахтисаари такой маленький ротик, что более крупные ягоды не помещаются в рот», — смеется Руть. Нынешний президент Финляндии Тарья Халонен тоже заказывает у Райвио желтую малину.

У Руть имеется еще и музыкальное образование. Она решила, что в окрестных детских садах следовало бы начать музыкальные занятия с детьми, потому что там нет музыкальных работников.

«Пианино в детских садах есть, но никто не умеет на инструменте играть, — говорит женщина. — Крестная Артту работает заведующей детсадом, и там я давала детям бесплатные уроки музыки. Когда мы подготовили рождественский концерт, родители были в восторге: «Оказывается, наш Пекка умеет так хорошо петь!» Но когда Руть пожелала за свои уроки какую-то плату, сказали, что «наш Пекка не очень-то и хочет петь».

Всего у Райвио имеется пять саун, часть из них — в распоряжении работников с Украины. Хозяин Вейкко говорит, что когда финн начинает строить дом, первым делом он строит сауну, а потом уже кухню и прочие жилые помещения. И когда дом наконец достроен, уже время ремонтировать сауну.

Финны ходят в сауну 365 дней в году. А что будет, если финн окажется, например, в Бразилии? «Тогда финн построит сауну в Бразилии», — говорит Вейкко Райвио.

По словам хозяина хутора, жизнь на окраинах в Финляндии начинает вырождаться, поскольку все сосредотачивается вокруг крупных промышленных ­цент­ров, а люди в регионах остаются без работы. Поэтому не стоит огульно ругать региональную политику в Эстонии за то, что разрушены ­сов­хозы — аналогичные ­проб­лемы есть повсюду.

«Раньше промышленность в Финляндии рассредоточивали по регионам, — вспоминает Вейкко. — Теперь этого не делают, и жизнь в регионах угасает».

Со своими детьми Руть разговаривает на финском языке, и не скрывает, что делает это из-за лени. Но как же тогда дети общаются со своими бабушкой и дедушкой, которые остались в ­Вянд­ра, в Эстонии?

«Самое ужасное, что моя мама пытается говорить на ломаном финском! — восклицает Руть. — Тогда я прошу ее, чтобы она лучше разговаривала с детьми на правильном эстонском. Но, ­смот­рите, Стелла уже научилась у няни Вали русскому языку!»

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх