Рейльян: Независимость Эстонии – во многом мнимая

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Янно Рейльян
Янно Рейльян Фото: Peeter Langovits

Профессор зарубежной экономики Тартуского университета Янно Рейльян считает, что за последние 20 лет Эстонии многое неплохо удалось, но социальные вопросы находятся на заднем плане, и приходится смириться с тем, что независимость Эстонии – во многом кажущаяся.

«Нас все время хвалят за рубежом, что у нас крепкая экономика, но если мы станем рассматривать социальный аспект, то и тут мы обнаружим себя на первом месте. С конца», – констатирует профессор, который во время восстановления независимости служил деканом экономического факультета Тартуского университета, был членом парламента страны и горсобрания Тарту.

«Экономика – это ломовая лошадь. Она должна тянуть телегу общества. Но никак не должно быть так, чтобы общество было поставлено поперед телеги, а лошадь сидит в этой телеге», – пояснил Рейльян в интервью e24.ee.

«Другое, чем я недоволен, это отношение элиты к процессам в обществе в целом, – добавил он. – Если мы каждый день друг на друга не обращаем внимания, не заботимся друг о друге, то почему мы думаем, что представители нашего государства должны это делать?»

На вопрос о том, будет ли Эстония независимой через 20 лет или станет штатом Европы, Рейльян сказал, что лишь постольку, поскольку это вообще возможно. Но отметил, что Эстония точно не хочет оказаться в сфере влияния России, а в одиночку очень страшно и опасно, чего Эстония себе позволить никак не может.

«Наша независимость и сейчас во многом мнимая. Скажем, в социальной и культурной сферах она у нас есть. Жаль только, что мы мало ею пользуемся, – констатировал ученый. – А вот в сфере экономики у нас практически больше нет самостоятельности, и не только по причине переданных ЕС полномочий, но и из-за того, что у нас правит зарубежный капитал. Все ключевые посты в нашей экономике принадлежат зарубежному капиталу – о какой независимости тут можно говорить?»

«Но это и не важно, – утешает Янно Рейльян. – Главное – чтобы народ чувствовал единство, чтобы был дух сплоченности, хоть по причине культурного родства, хоть из-за побед наших спортсменов. Важно направить силы на то, чтобы народ сохранял свою идентичность. Если мы не будем предпринимать усилий во имя сохранения нашего языка и культуры – они исчезнут».

Рейльян сожалеет также и об образовании, напоминая, что сегодня многие в университетах уже защищаются на английском, а это значит, что развитие профессионального языка тормозится. И если в советское время эстонские интеллектуалы выступали против доминирования русского языка, то сегодня почему-то почти никто не поднимает голос против английского.

Рейльян констатировал, что эстонский язык вполне может исчезнуть через 3-4 поколения.

Комментарии
Copy
Наверх