Странная президентская компания и пиррова победа Сависаара

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный архив

Март Лаар, уничтожающий врагов

Неделя началась с бурного обсуждения истерических высказываний министра обороны, обещавшего в переписке со студенческим обществом и впредь уничтожать врагов эстонской республики. Даже не самый уравновешенный политик премьер Ансип высказался с критикой. Но у автора возникло несколько вопросов к нашему правительству. Как можно трактовать слово враги государства, и кто это будет делать. Юридически термина враги не существует. Есть люди, подрывающие основы конституционного строя.

Не очень давно у нас поймали человека, передававшего сведения оборонного характера иностранному государству. Возможно наказание за организацию несанкционированного митинга или массовых беспорядков. Враги это все оказавшиеся в описанных ситуациях? Но за описанные преступления наказание гораздо менее строгое, чем смертная казнь на месте, тем более - без суда и следствия. Все люди, совершающие эти преступления, не могут быть наказаны иначе, чем по решению суда.

А может у нас введено чрезвычайное положение или началась война на территории страны, которая требует мер, озвученных министром обороны. Мне кажется, что в Западной Европе за гораздо менее скандальные высказывания уходят в отставку по своей воле или решению партии. Есть ощущение, что из европейских политических традиций у нас действуют только размер зарплаты депутатов.

Робкие заявления отдельных журналистов и социологов о целесообразности отставки были к концу недели забыты. Что же надо сделать у нас, чтобы партия из правящей коалиции прореагировала на поведение своего министра? Может быть замеченным за потреблением сильных наркотиков или маниакальными наклонностями?

Очень странное мероприятие

На этой неделе отмечали семидесятую годовщину самой крупной по числу жертв морской трагедии в истории Эстонии: гибель корабля Eestirand в конце августа 1941 года под огнём немцев. Когда я услышал, кто активно участвует в мероприятии сразу появилось нехорошее предчувствие: не могут ни Тунне Келам, ни Тривими Веллисте участвовать в том, что не имеет антиткоммунистического или антироссиqского оттенка. Так и вышло.

Событие достойное серьёзных религиозных церемоний или хотя достойного красивого поминовения превратилось в очередное малопонятное мероприятие с антикоммунистическим и станно патриотическим оттенком. Оказыается самое важное не гибель более тысячи людей, а спасение эвакуируемых солдат благодаря катастрофе от советской мобилизации и провозглашение острова Прангли территорией свободной от большевиков (скорее всего на пару часов).

Такую логику мероприятия, как уверен автор, не смогли обосновать 95% граждан страны эстонской национальности. А обосновать её перед кем-либо за границей не могли бы даже наши главные патриоты. Мы даже не будем углубляться в вопрос, что все спасённые оказались под немецкой оккупацией и наврядли избежали службы в немецких войсках. Напомню, что аналогичная эвакуация и служба в советской армии когда-то спасли жизнь Георгу Отсу.

Антикоммунизм наших патриотов первой волны окончательно превратился в патологический. Многие из них до сих пор занимают высокое положение. Это явно мешает развитию страны и создаёт странную репутацию за её пределами.

Президентская кампания: смех сквозь слёзы!

Наш институт президентства сам по себе вызывает много вопросов по части целесообразности. Но эта компания ситуацию дополнительно обострила. Начнём с того, что сам момент для проведения кампании выглядит абсурдным: август месяц, парламентарии ещё толком не вернулись с отдыха, парламент не начал полноценную работу, и вдруг - надо избирать президента. Дебаты нынешних кандидатов выглядят ещё более странно. Ильвес за весь срок президентства только однажды случайно оказался на встрече руководителей Евросоюза, да и то лишь из-за поездки Ансипа в США.

Но он много говорит об экономической политике Евросоюза, сельхоз дотациях и прочей деятельности, что абсолютно не относится к президентской компетенции. При этом он, будучи человеком утверждающим по должности законы и по логике обязанный говорить о проблемах государственного строительства и юридической системы, об этом не обмолвился ни словом. Также он много рассуждает о том, что очень скрытно, не афишируя свою активность, мирил партии и способствовал сокращению бюджета во время кризиса. Не президент, а просто резидент какой-то или агент влияния. И где он раньше был такой активный? Может ждал указаний от госпожи Ильвес?

Индрек Таранд со временем пожалеет об участии в этой компании. Она окажет негативное влияние на его политическое будущее. Уж на что у нас блёклый нынешний президент, но даже на его фоне, Таранд не выделился. Эта кампания выявила полное отсутсутствие у него не то что собственной программы, но даже сколько-нибудь целостного видения мира.

Стандартный набор болтовни из Брюсселя и очень поверхностные рассуждения о внутренней политике. Также эта кампания вновь обратила внимание на проблему: социал-демократы это левая или правая партия? Бывший социал-демократ Ильвес избирается по инициативе правых партий в борьбе с центристской партией, которая по взглядам вроде бы больше подходит в союзники партии Свена Миксера.

Центристы и Сависаар: это уже не смешно!

Эдгар Сависаар давно напоминает состарившегося предводителя дворянства первой половины 19 века из захолустной губернии Нечерноземья. Он после больших должностей и имея обширные связи может до бесконечности избираться на свой пост, но от этого у всех уже давно оскомину набило.

Над ним издеваются соперники, за глаза посмеиваются соратники, а он не хочет с почётом уйти; готов до бесконечности интриговать и требовать клятвы верности у окружающих. Это агония партии и полный личный провал Большого Эдгара. Его избрали в очередной раз. Это явно пиррова победа, по поводу которой одноимённый греческий царь сказал: ещё одна такая победа и у меня не останется войска. До сих пор было так, что при малейших проявлениях оппозиционных настроений его соратники оказывались на второстепенных должностях или вне политики.

Сейчас налицо целый фронт несогласных с его пребыванием у руля. Что он будет делать? В своей речи перед голосованием Юри Раттас сказал, что голоса левого электората постепенно перетекают социал-демократам. Если начнутся репрессии, то волна переходов влиятельных центристов к соцдемам начнётся в ближайшее время. Если гонений не будет, то будут переходить перед местными выборами. Никаких изменений в партии Сависаар не обещает. Очередная тарабарщина про защиту прав русских больше никого не привлекает, прежде всего - самих русских.

Автор наблюдает за комментариями в русскоязычном интернете на речи Сависаара уже больше года. Субъективный результат такой: если летом прошлого года они находили положительный отклик у половины комментаторов, то сейчас - в лучшем случае у 15%. Тенденция очевидна и , в этом трудно не согласится с Юри Ратасом, шансы Сависаара сохранить позицию главной политической силы левого фланга очень невелики.

Поучительные история

Никому в голову не приходит в голову считать Ельцина большим демократом, чем Горбачёв. Одним обкомовским миром мазаны. Но чувствуя веяния времени, Ельцин держал в своём окружении людей и демократического склада (Гайдар, Попов, Хакамада) и консервативных взглядов (Черномырдин, Путин). Он совсем не боялся иметь рядом ярких личностей. Со временем они все сыграли свою роль. Ельцин, при всех проблемах 90х, имеет репутацию спасителя России и основоположника демократии.

Горбачёв держал при себе всегда самых серых личностей, с яркими – конфликтовал и расставался (в том числе с Ельциным в 1987 году). Он стал посмешищем всего СССР после августа 1991 года. И до сих пор очень многие в России считают его деятельность большим недоразумением.

Чью судьбу повторяет Эдгар Сависаар решайте сами.

Комментарии
Copy
Наверх