Кудымкар на год превратился в маленькую копию Таллинна

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Проект «Пятиэтажка» с изображением Кудым-Оша — самый заметный в городе. Художник Александр       Жунев поднялся на крышу изри­сованной им пятиэтажки и совершил древний коми-пермяцкий обряд с пожеланиями этому дому и его        жителям процветания.
Проект «Пятиэтажка» с изображением Кудым-Оша — самый заметный в городе. Художник Александр Жунев поднялся на крышу изри­сованной им пятиэтажки и совершил древний коми-пермяцкий обряд с пожеланиями этому дому и его жителям процветания. Фото: Хейли Сибритс

В крошечном городе Кудымкар Пермского края происходит в этом году то же самое, что у нас, в Таллинне, но в миниатюре и довольно своеобразно. А именно: Кудымкар стал культурной столицей пермского края, пишет Ксения Репсон.

Автор идеи — выбирать на год какое-то поселение в Пермском крае центром культуры — заместитель местного министра культуры Александр Протасевич.

По его мнению, Пермь отличается от других российских регионов тем, что свой бюджет в области культуры даже в непростое с экономической точки зрения время не снижает, а наоборот, ежегодно наращивает.

Амбиции Перми в этом плане впечатляют. Пермяки, например, активно лоббируют в европейских институтах изменения в базовых документах «Культурной столицы Европы», чтобы и российские города могли претендовать на этот статус.

«Россия не входит в ЕС, но есть надежда, что рано или поздно мы добьемся возможности представить наш город на этот конкурс, ведь Пермь и есть то место, где Европа как раз-таки начинается», — говорит Протасевич.

«Технологии проведения проекта культурной столицы мы опробовали на себе, когда Пермь стала культурной столицей Поволжья, затем перенесли их и на уровень пониже, запустили проект «Центры культуры Пермского края», когда один город, одно село и одна деревня края на год становятся культурными центрами», — рассказал он.

И вот Кудымкар с населением 30 тысяч человек получил в 2011 году (уже во второй раз за последние четыре года) статус культурной столицы, а также 12 миллионов рублей (300 тысяч евро) на то, чтобы провести в городе «Культурную перезагрузку». В этом году субсидии поменьше получили также село Култаево (190 тысяч евро) и поселок Всеволодо-Вильва (120 тысяч).

Кудымкар — центральное поселение одного из финно-угорских народов России, коми-пермяков, где более половины жителей называют себя коми-пермяками, но зачастую стесняются об этом заявлять вслух. Энциклопедия говорит, что коми-пермяков там проживает более 60 процентов.

Самый простой язык
Русификация сильнейшим образом затронула и этот финно-угорский народ, хотя есть активисты, ратующие за сохранение и развитие коми-пермяцкой культуры и языка. До 1970-х годов обучение на коми-пермяцком языке велось только в начальной школе, в основной школе, профтехучилищах и вузах преподавали только русском.

В этом смысле эстонцы, сохранившие школу на эстонском на протяжении всего советского периода, были в более выигрышном положении.

Часть культурной перезагрузки Кудымкара нацелена на поддержку изучения коми-пермяцкого языка, причем в летней языковой школе, организованной в городе, участвовали не столько местные жители, сколько специалисты по финно-угорским языкам, приехавшие из-за границы — Финляндии, Канады, Польши и других стран.

Как говорит полиглот, лингвист и историк Öньö Лав (он настаивает именно на таком написании своего имени), в деревнях еще говорят на коми-пермяцком, но вероятность того, что уже нынешнее поколение забудет родной язык, очень велика.

Сегодня Лав создает Википедию на коми-пермяцком и считается одним из самых авторитетных лингвистов в финно-угорском мире.

«Статистика плохая, — признался он. — Всего говорящих на коми около 95 тысяч, но среди детей детсадовского возраста только 12 процентов ходят в коми-пермяцкие группы, то есть в абсолютных цифрах только для девятисот детей коми-пермяцкий язык является родным.

Вот это будущее языка». При этом Лав называет коми-пермяцкий «английским языком» среди финно-угорских, имея в виду, что это наиболее простой язык — с одним спряжением, одним склонением и двумя исключениями. «К сожалению, совсем неизученный с научной точки зрения», — с горечью добавляет Лав.

Сегодня на коми-пермяцком языке на бюджетные средства издается научная и художественная литература и бесплатно распространяется по школам и различным учреждениям.

В Кудымкаре в этом году много приезжих, а некоторые жители вообще впервые в жизни услышали иностранную речь.

Собственно, и менеджмент для проведения проекта «Кудымкар. Культурная перезагрузка» был в большей степени привлечен извне, да и многие дела приходится организовывать в Перми, а не в Кудымкаре, который, будучи уже довольно глубокой провинцией, не отличается высокоразвитой сетью услуг. К слову, и министр культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края тоже неместный, приглашенный.

Политик Николай Новичков переехал из Москвы в Пермский край управлять культурными процессами, теперь ходит по Кудымкару в пимах (это такие валенки, которые валяют тут же в допотопном пимокатном цехе) и оценивает культурно-этнические проекты с точки зрения инновативности и эффективности.

Скучать некогда
«От проекта культурных центров мы ждем два эффекта, — сказал министр. — Во-первых, местное население должно осознать, что культура — это не только разрушенный дом культуры у них за углом, старые фильмы и архаичные постановки. Культуру можно делать своими руками каждый день.

Во-вторых, муниципалитеты должны понять, что культура может быть инструментом для их развития. За право участвовать в программе теперь сражаются все муниципалитеты края.

В этом году уже появились бизнес-структуры, крупные корпорации, которые заинтересованы инвестировать в качественный досуг своего персонала. Это чистый прагматизм. Если люди, которым важна культурная составляющая жизни, уедут из-за ее отсутствия, то хуже будет самим муниципалитетам и бизнесу».

Новичков добавил, что почти четыре процента бюджета Пермского края расходуется на культуру, и они считают это инвестицией в завтрашний день.
Оргкомитет «Культурной перезагрузки» придумал множество больших и не очень мероприятий, нацеленных на развитие образования и креативных индустрий, повышение качества жизни через культуру.

В Кудымкаре есть Коми-Пермяцкий этнокультурный центр, строится новое здание для драматического театра, есть кинотеатр, где за 20 рублей по вечерам гоняют фильмы ужасов, и неожиданно прекрасный краеведческий музей им. П.И. Субботина-Пермяка, местного художника-авангардиста, с живописью, историей и географией края. На главной площади города гастролирует зоопарк, где несчастные животные содержатся в клетках в самых антигуманных условиях, какие можно себе представить.

В Кудымкаре проводятся семинары гражданской активности, на которых продвинутые дети обсуждают интернет-проекты (при этом интернет-точек общественного пользования в городе буквально раз-два и обчелся), рисуют граффити на стенах.

Областной кинотеатр, который долго стоял в запущенном состоянии, немного прибрали и устроили там «Этносквот», очень похожий на наше таллиннское почившее в бозе «Art-Cafe». Там играют современную электронную музыку, устраивают арт-мероприятия — словом, энтузиасты смогли вдохнуть в разрушающееся здание новую жизнь.

Фестиваль нацкультур
Понемногу местная молодежь находит туда дорогу, а вот кудымкарские бабушки держатся от шумных мероприятий подальше. Многие из них полдня проводят в лесу, собирая ягоды и дивной красоты белые грибы, а потом продают их, чтобы хоть как-то увеличить доход.

Пенсии в этих местах невеликие, из 5-6 тысяч рублей на квартплату уходит четыре. «Ну мы что-то слышали, но нам это неинтересно. Вы уж извините», — говорят женщины, наотрез отказываясь комментировать и фотографироваться. Такое поведение и закрытость — весьма в коми-пермяцком духе.

Между тем август стал самым плодотворным месяцем по количеству проектов, венчал его первый фестиваль национальных культур «Изъюр» (в переводе с коми-пермяцкого языка — «каменная голова», название горы, у подножия которой был основан Кудымкар), за который отвечала программный директор Зоя Лукьянова.

В Кудымкар приехала целая бригада немцев, арт-продюсеров, художников, музыкантов-битбоксеров, день и ночь они возились с молодежью, показывали им западные тренды, устраивали этно-вечеринки и концерты.

«Предложенный нами формат фестиваля оказался востребованным в Кудымкаре, и хочется надеяться, что по завершении программы и «Этносквот», и фестиваль обретут талантливых кураторов из числа представителей местного сообщества», — сказала Лукьянова.

Фестиваль закончился тем, что уж точно останется в городе навсегда. Обычную блочную пятиэтажку в центре расписали по художественному проекту Александра Жунева, и теперь этот дом украшает изображение героя коми-пермяцкого эпоса, вождя коми — Кудым-Оша.

Мэр Кудымкара Анатолий Голубков достаточно скептически относится к тому, что происходит в городе. По его мнению, в проектах участвует не так много местных жителей, как хотелось бы. Однако внимание международной прессы к происходящему в городе ему приятно.

Задел на будущее
«В культурную программу я стараюсь не встревать, только отслеживаю финансовую составляющую со стороны города, — говорит он. — Я человек прагматичный, возраст у меня зрелый, я, конечно, приветствую то, что происходит на территории города, но это уже не мой формат, меня интересует вечное или по крайней мере длительное».

Исполнительный директор Светлана Кольчурина парирует ему, что эффект от культурно-просветительской деятельности, которую они запустили в Кудымкаре, невозможно оценить и измерить сразу, он должен проявиться в будущем.

Самое главное, считает она, — показать жителям города, особенно молодым, что жить в Кудымкаре можно намного интереснее и культурнее.

Поездка была организована в рамках проекта «Кудымкар. Культурная перезагрузка».

Комментарии
Copy
Наверх