Старый хутор стал раем для большой семьи

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дом под кронами деревьев: достойное жилое строение видало самые разные времена.
Дом под кронами деревьев: достойное жилое строение видало самые разные времена. Фото: Марина Пушкарь

Почти 30 лет назад Валдеко и Тайма Салур оставили детям и внукам свитое собственными руками гнездо в тартуском Таммелинне, а сами переехали жить в деревню Меллисте.



В тот далекий вечер, когда супруги Салур в первый раз поехали смотреть хутор, по проселочной дороге перед их автомашиной бежала белая лошадь с длинным, достающим почти до самой земли хвостом.

«Это был очень хороший знак. И тогда я, еще не подозревая о том, сколько работы нас ждет впереди, сказала мужу, вот сюда мы и приедем жить», — вспоминает романтический момент из своей жизни нынешняя хозяйка хутора.

Название Мооритсе хутор получил в начале ХIХ века по имени тогдашнего хозяина — Мооритса Мянни, а до этого старый хутор, построенный в XVII веке в бывшей деревне Туймяэ, назывался Някси.

Когда семья Салур купила этот хутор, то жилая рига и вспомогательные сооружения находились в весьма плачевном состоянии, поскольку предыдущие хозяева жили по очень простому принципу: «И так сойдет».

Теперь даже трудно себе представить, что старые строения, окруженные прекрасным яблоневым садом и могучими деревьями, когда-то были на грани обрушения.

Хозяин обновил хутор

Новый хозяин подправил уже покосившийся хлев и сарай, переделал ветхую жилую ригу в симпатичный жилой дом с большими окнами и обшил его досками.

«Из Тарту мы и уехали только потому, что моему мужу, у которого золотые руки, постоянно надо было что-то мастерить, — рассказала Тайма Салур. — Он привык вставать до зари, до первых петухов, и ему непременно надо было сразу же что-нибудь делать. А здесь можешь в любое время стучать себе молотком в мастерской и никому не мешать».

Для того чтобы в Mooритсе можно было жить, супружеской паре потребовался целый год. В ходе удаления так называемых культурных слоев выяснилось, что перестроенная несколько раз жилая рига в свое время пострадала от пожара.

«Было очень интересно наблюдать, как наш старший трехлетний внук помогал деду крепить новую обшивку к стенам дома. Он держал доски и подавал гвозди. Вообще-то, выбирая место для нового дома, мы думали о том, что со временем здесь будет настоящий райский уголок для наших внуков», — продолжила свой рассказ бабушка.

Летом трое их детей привозят на хутор шестерых внуков — из которых пять мальчиков уже совсем большие. «Когда они были маленькие, то мы держали скотину: баранов, телят, свиней и кур, так что детишки целый день были заняты. Они занимались спортом, носились по полям и лесам, ходили на рыбалку и по грибы, помогали мне в мастерской», — добавил дедушка Валдеко.

Мастер на все руки

Работы в деревне всегда хватает. Помимо постоянной работы по хозяйству — в хлеву, поле и в саду — Валдеко успевает еще делать мебель.

Оригинальный кухонный шкаф, книжные полки и т.п. — все это его рук дело, особенно интересен столик под телевизор, который он изготовил из старого станка. Своеобразную особенность жилью семейства Салур придают унаследованные от бабушки хозяина старинные настенные часы ХIХ века с тяжелыми гирями, звук боя которых раздается по всему дому, а также многочисленные фотографии, на которых отражены этапы жизни всего их рода за многие годы. «Мы наслаждаемся жизнью на пенсии, — признается жизнерадостная и любящая пошутить пара, которая через два года отметит золотую свадьбу. — Это очень трогательно, когда вся наша большая и дружная семья собирается здесь».

Комментарии
Copy
Наверх