Есть ли у страны план развития?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Валерий Сайковский.
Валерий Сайковский. Фото: личный архив

11 сентября: 10 лет спустя

Самой интересной деталью нынешних памятных мероприятий в США и остальном мире было отсутствие упоминаний об Ираке. Обращаю внимание, что уже пару месяцев, как эта страна исчезла с лент информационных агентств. Может там наступил мир. перестали взрывать или их нефть стала никому не нужна? Реальнее предположить, что мировые медиа решили с подачи новой администрации перевернуть эту сомнительную страницу американской истории, создавать имидж Обамы, как миротворца Востока, и больше работают в направлении освещения афганских успехов. Но Талибан был не в курсе их планов и на следующий день после годовщины атаковал Кабул с многочисленными жертвами среди солдат коалиции.

А с миротворчеством на Востоке получается совсем плохо. Недавно произошёл инцидент на израильско-египетской границе с жертвами. Если даже проамериканские новые власти Египта и давние союзники израильтяне не могут мирно разобраться, то с остальным Востоком ещё хуже. «Либералы» повстанцы, не успев закрепиться у власти, постепенно начинают мстить недавним противникам.

Повторяется иракский и афганский вариант: пришедшая к власти с американской помощью группировка больше думает о мести, чем о развитии экономики и демократии. Башар аль-Ассад в Сирии тоже оказался крепким орешком и, не смотря на английское образование, не очень церемонится с бунтовщиками. В довершении всего Турция под предлогом проблем с курдами скоро войдёт в Северный Ирак. Так что благостной картины не получается никак.

Наш президент опять «отличился» со своим обращением к годовщине событий. Он выступил с такой странной речью, будто Обама перед солдатами, вернувшимися из Афганистана. Если убрать название и фотографии, то и в голову не придёт, что это речь руководителя другого независимого государства.

У автора, как и у многих, появилось ощущение, что после переизбрания наша первая пара вообще перестала задумываться о последствиях своих действий. Одна компания первой леди за здоровое питание чего стоит. Теперь всё точно знают, что проблема не в стремительно дорожающих продуктах, инфляции и прочих атрибутах неустойчивой экономики, а в отсутствии знаний, за которые теперь все благодарны госпоже Ильвес.

Март Лаар; ушёл или ушли?

В конце недели многие в стране вздохнули спокойно. Олицетворение целой эпохи, символ возрождённой государственности, проклятие неграждан и «главный боец» с врагами Эстонии с начала следующего года не будет лидером ИРЛ. Хочется верить, что это было в значительной степени следствием известных событий в министерстве обороны и нелепых высказываний его главы о внесудебной расправе с врагами государства в будущем. Хотя сильная подковёрная борьба за лидерство в ИРЛ идёт уже давно, но с лета страна просто полнится слухами о возможных перестановках в руководстве партией.

Не стоит переоценивать адекватность нашей политической системы, но нелепые высказывания Лаара могли сыграть свою роль в том, что однопартийцы потребовали заранее отречься от борьбы за лидерство в партии. Есть в этом и иная составляющая. Республиканцы окончательно перехватили инициативу в объединённой партии. Лаар упреждает поражение на будущем конгрессе партии и уходит красиво.

Многие склоняются к кандитатуре в качестве нового лидера Партса, но автор считает, что ему это просто не надо. Он на ключевой должности в правительстве, в его руках все экономические рычаги и менять это на партийные интриги ему малоинтересно. Вероятнее иной сценарий.

Снова о бройлерах

Бывший генсек ИРЛ, которому партия обязана укреплением позиций в парламенте, Кен-Марти Вахер, явно неуютно чуствует себя в министерском кресле. Он осознал, какую «подляну» ему подсунули с этим назначением, и хочет вернуться к чисто партийной деятельности в качестве нового лидера. Там он явно был бы в большей степени на своём месте.

Его малая эффективность в правительстве, а также молодых «реформистских бройлеров» Кейт Пентус и Критстена Микала, серьёзно ставит вопрос о целесообразности такой кадровой политики, когда партийные выдвиженцы, не имеющие ни опыта в своей сфере ответственности, ни идей её развития занимают высокие министерские посты. Это наносит вред выдвигающим партиям, ослабляет её позиции в коалиции, не говоря уже о вероятности конкретных проблем, аналогичных созданным Кен-Марти Вахером для партии РесПублика в свой предыдущий министерский срок.

К чему пришло эстонское общество?

События последних месяцев наводят на совсем грустные размышления о местной элите и перспективах развития страны. Мы на ровном месте поссорились с Китаем ради того, чтобы один день визита далай-ламы поиграть в маленькую гордую страну, которая никого не боится.

Мы одобряем решения США быстрее, чем они успевают о них заявить. В материалах Wikileaks даже есть информация, что американские дипломаты сами удивляются такой безоговорочной поддержке. Мы вдруг решили вступать в зону евро. Под этим соусом нам торжественно обещали, прежде всего, премьер Ансип, что цены повышаться не будут. Но в реальности было совсем иное. Мы пели сами себе дифирамбы о нашей скромности и бережливости в части бюджета. Но массовый отъезд из страны и есть во многом следствие этой «бережливости».

Ситуация уже давно безнадёжная в том плане, что нет никаких перспектив, что местные политики начнут отвечать за свои действия. Тупиковая кадровая политика, описанная выше, делает ситуацию безнадёжной в квадрате: даже если партийные интриги и приводят к замене, то молодые «бройлеры» не в состоянии предложить ничего нового, в лучшем случае – обновленная демагогия и малосодержательное обсуждение модных тем.

На этой неделе шведский премьер заявил о сползании к кризису и необходимости готовиться к большим проблемам в экономике. Учитывая наша связь с их экономикой это просто набат для нас.

Мы живём уже два десятилетия с какими-то краткосрочными целями. Сначала это был вывод российских войск. Потом вступление в европейские структуры. Позже – евро. Наша элита по большей части уже имеет недвижимость в Испании. Когда надо оправдать высокие зарплаты, то нам говорят про другие европейские страны.

Если налицо внешнеполитические проблемы, то нам напоминают какие мы маленькие и как трудно на что-то повлиять. Когда начали выкарабкиваться из кризиса, то гремели фанфары – какие мы молодцы! А сейчас в Европе всё начало опять осложняться и сразу выяснилось, что в стране нет собственного видения экономики, иных планов, кроме как воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Мы не знаем что делать, ведь просто нужен СВОЙ план и СВОЯ экономическая политика.

Воспользоваться благоприятной экономической конъюнктурой, она оказалась недолгой, это удел коммерческих структур. Государство должно иметь более сложные планы развития и несколько сценариев. Нужны долгосрочные приоритеты не только в экономике, но и социальной сфере, образовании, культуре.

Мы снова пришли к тому, о чём автор писал, недавно цитируя Вардо Румессена: надо понять, что Эстонии хочет предложить миру, какую идею несёт остальному человечеству. Мы вступили, куда только возможно, но у нашей элиты нет ни умения, ни желания защищать интересы страны в международных структурах. Мы получили трибуну, но не знаем о чём выступать, у нас появился дорогой инструмент, но мы не умеем и не хотим с ним работать.

Период очевидных решений закончился. Пора доказать, что мы страна, а не территория. У нас есть свои национальные интересы, а не только желание
элиты хорошо жить за счёт прозябания остального населения.

Поучительная история

У дальних родственников дочь училась в США. Летом 2001 года она сфотографировалась на берегу Потомака с башнями-близнецами на дальнем фоне. Пока напечатала фотографии и отправила родителям прошло время. Получая эту фотографию, они сразу поняли, что она станет главной семейной реликвией. Башен к тому времени уже не было. Никогда не знаешь ценность того, что фиксируешь.

Ключевые слова

Наверх