Тайна Дарьи Донцовой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрей Анисимов, 
писатель
Андрей Анисимов, писатель Фото: SCANPIX

Серьезного разговора на встрече российского премьера с писателями не получилось. Владимир Путин на встрече с писателями не услышал от них ни реальных дельных предложений, ни даже жалоб, на которые власть могла бы адекватно реагировать. Обидно, поскольку премьер, видимо, рассчитывал услышать более среьезные вещи, пишет
Андрей Анисимов.
 

Российский премьер-министр Владимир Путин в конце сентября встретился с писателями и выслушал, что они ему скажут. Сказали много, один даже нахамил. Вернее, задал так называемый острый вопрос: не участвует ли глава государства в крупном воровстве нефтепродуктов со своим земляком ленинградцем, принявшим ныне финское гражданство?

Вопрос прозвучал не столь резко по форме, но содержание от этого не изменилось. Понятно, что к путям развития российской словесности данная проб­лема никакого отношения не имеет. И подобные острые вопросы вполне уместны на встречах кандидата в президенты с избирателями, а тут разговор был не о выборах Путина, а о книгах и их создании.

Хорошо хоть наш земляк, Михаил Веллер, дурацких вопросов не задавал, а признался, что у власти ничего не просит, лишь бы она ему не мешала творить.

Выступили и дамы детективного жанра. Дарья Донцова поведала о своих многомиллионных тиражах и побранила премьера, который о ее творчестве высказался непочтительно, употребив не то  термин «чтиво», не то «развлекательное чтение», за что потом и извинился.

Донцова извинение лидера нации приняла и открыла ему свою тайну —   именно через ее «чтиво», о чем Путин, видимо, раньше не догадывался, русские люди узнают о классиках отечественной литературы. По словам писательницы, ее персонажи читают классику. А поскольку ее книги штудируют миллионы россиян, имена наших великих писателей они, таким образом, запоминают.

Татьяна Устинова поблагодарила власть за отсутствие цензуры и провозгласила здравицу «свободе с чистой совестью». 

Общее впечатление от этой встречи сформулировать трудно. Надо отдать должное Владимиру Владимировичу — он выглядел вполне достойно и честно пытался вынести из выступлений работников литературного цеха, чем конкретно может помочь отрасли. Но просьбы были странные, и не всегда понятные.

Например, фантаст Роман Злотников просил Путина не раздавать «всем сест­рам по серьгам», то бишь, не выделять деньги на поддержку библиотек, театров и прочих культурных учреждений, но материально поддерживать их как-то по-иному.

Другой писатель (из семьи военных) пожаловался, что не может купить сыну в магазине игрушек танк, на котором воевал дед. На что премьер-министр заметил, что магазины в стране частные, а игрушки китайские. 

И все в таком духе… Обидно, поскольку глава государства вполне способен понять и более сложные вещи, которые, видимо, и рассчитывал услышать. Но реальных предложений или даже жалоб, на которые власть могла бы адекватно реагировать, не прозвучало.

Если говорить по большому счету, то задача писательского цеха — давать обществу нравственные ориентиры. Замечать «капканы», которые обыватели заметить не могут и благополучно в них попадают.

Отдельного разговора, например, заслуживает последний пассаж представителя Православной Церкви, заявившего, что писатель Владимир Набоков пропагандирует педофилию.

Владимир Набоков — великий русский писатель, у которого всем нам не грех поучиться настоящему русскому языку. В том числе и служителям культа. Не думаю, что католические священники, уличенные в растлении малолетних, вдохновлялись коллизиями романа «Лолита». А наши отечественные педофилы о Набокове едва ли вообще слышали.

Столь убогое понимание высокой литературы людьми, призванными нести свет в души православного народа, настораживает. Нет ничего страшнее религиозного мракобесия. Но эту тему на собрании литературных тружеников никто не озвучил.

Правда, там шел разговор о патриотическом воспитании подрастающего поколения, но как это воспитание проявлять, вразумительно ни один выступавший на встрече литератор не предложил.

Путин часто вспоминает о достижениях Советского Союза, пусть вспомнит и о том, что его руководители, при всем их партийном ханжестве, не жалели денег для детей. На ребят работала огромная киностудия имени Горького.

Такие издательские концерны, как ДЕТГИЗ, заполняли книжные прилавки доступными по цене книжками талантливых авторов. Искусство для детей однозначно требует дотаций и поддержки государства.

Всего этого не хватает сегодняшней России, и подобные встречи способны помочь руководству страны осознать необходимость такой помощи. Но большого разговора на эти темы не получилось.

Наверх