О секте патологических оптимистов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Белочка является талисманом Партии Реформ.
Белочка является талисманом Партии Реформ. Фото: Peeter Langovits

Автору случайно попались на глаза октябрьский номер партийной газеты реформистов Paremad Uudised и статья на портале E24 министра-реформистки Кейт Пентус (министерство окружающей среды) о перспективах развития её сферы деятельности . Впечатление от всего этого было неизгладимое.

Даже в 70е годы в «Правде» было больше дискуссий, чем в реформистском партийном листке.

Сплошные фанфары об успехах во всех областях: пенсионеры счастливы мизерной прибавке, женщины собираются рожать благодаря материнским пособиям, система образования шагает семимильными шагами к реформе, после реализации которой все получат качественное образование, а это у нас в Эстонии гарантия высокооплачиваемой работы (по версии реформистов).

Резонно было бы предположить, что правящей партией и страной руководят талантливые на грани гениальности люди. Однако пример министров от Партии реформ и нового генсека реформистов заставляет в этом усомниться.

Кейт Пентус так и не осилила до конца магистрского уровня в политологии. Она бакалавр и с 2000 года пытается стать магистром в Тарту без особого успеха.

Кристен Михал руководит Министерством юстиции, так и не окончив магистратуру по юриспруденции Таллиннского Университета, уровень которого показывает то, что там запретили в прошлом году иметь докторантуру этого профиля.

Но больше всех озадачил новый генсек реформистов 24-летний Мартин Кукк. Есть данные о его учёбе в Академии внутренней защиты, но никаких данных об окончании и законченных ступенях.

Получается такая картина. Целеустремлённые «недоучки», которые не могли бы реализоваться в иной сфере, находятся на руководящих постах в партии и определяют политику страны в сферах, к которым они раньше никакого отношения не имели (Кейт Пентус), или не имеют полноценного образования (Кристен Михал).

Подробнее о новом генсеке и его руководящей статье. Он недавно назначен после ухода Кристена Михала в министры. Он где-то в провинции сильно преуспел, привлекая в партию новых членов. Логично было бы, что он завалит партию свежими идеями на новом поприще. В его возрасте реально ожидать энтузиазма неофита, но его заглавная статья - это набор развёрнутых лозунгов, которые и по форме, и по содержанию напоминают цитатник Мао. Можно увеличивать и использовать как плакаты. Его уровень мышления напоминает рядового работника политорганов в советской воинской части. Когда это относится к человеку такого возраста, то это почти диагноз.

Статья Кейт Пентус оставляет очень странное впечатление. Первая треть это тривиальные рассуждения о том, что мы потребляем природных ресурсов больше, чем воспроизводится в природе. В отличие от финансовых проблем, здесь некуда обратиться за помощью. Дальше идут благие пожелания в стиле сочинения гимназистки о необходимости больше тратить денег на экологию, иначе возможные затраты на здоровье людей будут ещё больше (как будто в Эстонии государство сейчас много тратит на здравоохранение). Последняя треть статьи - это рассуждения на тему о том, что реализация нынешних планов развития энергетики и общественного транспорта уменьшит зависимость от малоэкологичных источников энергии. И эта смесь благих пожеланий и тривиальных истин исходит от министра! Даже не будучи ранее связанным с этой областью деятельности, через полгода пребывания в министерском кресле можно выдать что-нибудь более основательное.

Лёгкий налёт аналитизма и связи с реальной действительностью имеет статья Айвара Сыерда из финансовой комиссии парламента о гарантиях Стабфонда. Но и ему, видимо, не разрешили портить картину нашей «светлой жизни», и он тоже отдал дань безудержному оптимизму его новой партии (раньше Сыерд был соцдемом). Последняя треть статьи посвящена активному участию Эстонии в судьбах Европы и мира, благодаря присоединению к гарантийным обязательствам. Якобы теперь мы будем участвовать в выработке программ заимствования фонда, выкупа долговых обязательств и рекапитализации банков. Просто картина маслом. Когда и как мы это будем делать неизвестно, но уже на этой неделе выяснилось, что объём гарантий собираются увеличивать, и наше правительство об этом не знало. Ансип грозился бороться против увеличения объёма гарантий, но уже на следующий день этот «борец» перед отъездом в Брюссель говорил иное. "Будем обсуждать, увеличения объёма гарантий постараемся избежать" и прочее, что ему подсказали во время телефонного разговора с Брюсселем. В окончательном варианте новых гарантий вроде не понадобилось, но всё идёт к тому, чтобы начать использовать ранее одобренные. При этом для доверчивой публики реформисты в своей газете пишут, что любое использование гарантий будет происходить с согласия Эстонии. А когда эстонское руководство было против желания Брюсселя?

Картине типичного реформистского мировосприятия чего-то не хватало, и это удалось найти в пространной и пустой по содержанию статье депутата парламента Валдо Рандпере о столичных растратчиках денег налогоплательщиков. Мутные, набившие оскомину рассуждения о таллиннском ТВ, налоге с продаж и с маломерных судов закончились новым слоганом: "Таллинн – наша собственная Греция". На эту бредятину отвели половину страницы. Полное впечатление, что эта газета предназначена для того, чтобы рядовые партийцы носили с собой и сверяли свои мысли и действия с линией партии. Одним словом - мрак.

Я уже начинаю думать, что в сталинском политбюро дискуссий было больше. Описанные материалы дают совершенно грустную картину: молодые выдвиженцы ни на что серьёзное не способны, в ведущей партии коалиции царит застой мысли. Это является абсурдным с точки зрения традиций парламентской демократии и смысла существования партийной прессы вообще. Можно идти единым фронтом на выборы, выступая перед избирателями с утверждёнными общепартийными целями, обсудив проблемы на стадии принятия партийных документов. Но отсутствие дискуссий даже внутри партии - это аналогия с КПСС (брежневский период). Что произошло с КПСС и СССР мы все помним.

Перспективы партийной жизни в Эстонии выглядят удручающе: на смену харизматичным, антироссийски настроенным, раболепствующим перед Брюсселем деятелям поколения поющих революций приходят амбициозные серые «кардинальчики», мало на что способные
за пределами партийных канцелярий. У них даже не хватает  силы воли получить приличное образование вовремя. Это дети «золотого века» эстонской государственности, когда
головокружительные карьеры делаются на пустом месте.

Партия, где нет дискуссий, - это секта, где единственной целью существования является выполнение указаний лидера, улучшение состояния кассы и увеличение числа членов. У реформистов условием принятия новых членов могла бы стать клятва на сборнике выступлений Андруса Ансипа на тему, что у нас всё хорошо.

Есть ли перспективы у страны, где в ведущих партиях такая ситуация? Не приведёт ли всё это со временем к желанию многих граждан выразить свой протест далёкими от либеральной демократии методами?

 

Комментарии
Copy
Наверх