Спектакль «Двое в твоем доме» — новая документальная постановка небезызвестного таллиннскому зрителю Театра.doc. Последний раз этот театр был у нас в прошлом году на фестивале «Золотая маска в Эстонии» со спектаклем «Павлик, мой Бог». Премьера «Двое в твоем доме» пройдет 19 ноября на фестивале Baltic Circle в Хельсинки, и сразу же ее покажут в Таллинне.
Театр.doc покажет драму об узнике совести
Театр.doc известен своей чуткостью к происходящему вокруг, его постановки социальны и злободневны. Театр.doc — это профессиональный театр, в котором играют без грима, а материал для документальных пьес авторы берут из личных встреч, интервью, блогов, из реальной жизни.
Громкое дело
Премьерный спектакль, который театр везет в Таллинн, о том, что случилось с белорусским писателем и общественным деятелем Владимиром Некляевым.
Имя Владимира Некляева стало широко известно прежде всего в связи с событиями в Беларуси, на которые откликнулась и международная общественность, с осуждением приговоров Некляеву и его единомышленникам выступил и президент США Барак Обама.
Над спектаклем работали драматурги Елена Гремина, Михаил Угаров (художественный руководитель театра) и Талгат Баталов.
В июне и июле драматурги побывали в Минске, где взяли интервью у Владимира Некляева, его жены Ольги, узнали подробности его домашнего ареста, когда за ним круглосуточно наблюдали двое агентов КГБ, и другие обстоятельства громкого дела. Встречались и с надзирателями, хотели узнать их видение ситуации.
В начале прошлого года Некляев стал инициатором и руководителем общественной кампании «Говори правду», это был его ответ на острый, по мнению Некляева, спрос в Беларуси на правдивую информацию о положении дел в стране.
В рамках кампании было проведено множество протестных акций, Некляев принял участие в президентских выборах, которые для него закончились арестом, помещением в СИЗО КГБ и предъявлением 29 декабря 2010 года обвинения по ст. 293 УК Республики Беларусь «Массовые беспорядки». По этому делу в качестве обвиняемых и подозреваемых проходят 54 человека.
Неделю в СИЗО к нему не пускали адвоката, позднее Некляев рассказал, что первым источником информации для него стал обрывок газеты с обращением Евгения Евтушенко в его защиту, случайно найденный им в туалете. 29 января этого года Некляев был выпущен из следственного изолятора и помещен под домашний арест.
Как считают некоторые аналитики, белорусские власти пошли на этот шаг под угрозой введения против страны экономических санкций со стороны ЕС и США.
20 мая 2011 года суд приговорил Некляева к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора на два года. Приговор был обжалован в Минском городском суде.
В центре спектакля — арест узника совести. Четыре месяца Некляев находился под домашним арестом в собственной квартире, его дом превратился в его же тюрьму, где он находился под постоянным контролем.
Авторы постановки исследуют: что такое быть заключенным в собственном доме? Как это, когда приходится постоянно находиться с двумя чужими людьми в ограниченном пространстве? Какие чувства возникают при этом, как в такой ситуации изменяются отношения с женой? Что вообще происходит с семьей, которую лишают какого бы то ни было личного пространства?
Под домашним арестом
Арестованные жили в спальне (13 кв.м), охранники — в гостиной (16 кв.м.). Остальное было местом общего пользования. Домашний арест по белорусскому законодательству может сопровождаться следующими мерами: запрет на выход из дома полностью или в определенное время, запрет на телефонные переговоры, переписку и использование других средств связи, запрет общаться с определенными лицами и принимать кого бы то ни было у себя и т.д.
Спектакль «Двое в твоей комнате» стал результатом совместной работы фестивалей Baltic Circle в Хельсинки, Spielart Festival в Мюнхене, Kanuti Gildi Saal в Таллинне, Brut Koproduktionshaus в Вене, Archa Theatre в Праге, Theatrical Reminiscences в Кракове и Divadelna в Нитре.
Спектакль
Двое в твоем доме»
Театр. doc (Москва)
23, 24, 25 ноября в зале Канутской гильдии
Постановка основана на реальных событиях из жизни писателя Владимира Некляева.