Бабушка и дедушка будут платить алименты своему внуку

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Присяжный адвокат Марианн Тусти.
Присяжный адвокат Марианн Тусти. Фото: Õhtuleht

Хотя Закон о семье не запрещает в исключительных случаях взыскивать с дедушек и бабушек алименты в пользу внуков, на практике это происходит крайне редко. Однако недавно Госсуд принял такое решение.

Как сказала присяжный адвокат Марианн Тусти, представлявшая ребенка и его мать в длившемся не один год процессе, это важное судебное решение, но оно ни в коем случае не означает, что в дальнейшем с дедушек и бабушек, или прародителей, как значится в семейном законодательстве, будет проще взыскивать прожиточные деньги в пользу внуков.

В первую очередь, решение Госсуда о взыскании прожиточных денег дает уверенность том, что обязанности находящихся в тюрьме или бесследно исчезнувших родителей переносятся на прародителей. «Я рада, что в Законе о семье имеется положение для таких экстраординарных случаев», — сказала Тусти.

Интересы ребенка
В данном случае отец был арестован вскоре после рождения ребенка, и суд признал мужчину виновным в убийстве. Мать, оставшаяся одна с ребенком, довольно скоро поняла, что муж не собирается поддерживать ее в воспитании ребенка, несмотря на то, что у него была некоторая недвижимость. Более того, мужчина передал имущество своим родителям, которые выселили из квартиры молодую маму вместе с их внуком.

Женщина обратилась в суд, чтобы взыскать с мужа прожиточные деньги, и суд принял решение об уплате алиментов в размере 2000 крон в месяц. Поначалу мужчина выполнял требование, но со временем выплаты стали поступать нерегулярно и, в конце концов, прекратились вовсе. За прошедшие годы отец задолжал своему ребенку около 9000 евро.

По словам адвоката, требование к прародителям, скорее всего, не было бы подано, если бы они заботились о своем единственном внуке и помогали молодой маме. Как это ни печально, но государство не поддержало женщину, когда та попросила о бесплатной юридической помощи.

К счастью, к нынешнему моменту закон изменился, и подателем требования о прожиточных деньгах в такой ситуации теперь является не родитель, воспитывающий ребенка, а сам ребенок, за отстаивание прав которого на государство возлагается больше обязательств. Разумеется, через представляющего его интересы родителя.

По словам Тусти, то, что ребенку отводится главное место, является важным изменением закона и с точки зрения содержания судебных споров — это позволяет в ходе процесса сосредоточиться на ребенке, исключив разногласия между родителями.

Как прежний, так и вступив­ший в 2010 году в действие Закон о семье возлагает обязательства по содержанию ребенка на родителей и замещающие обязательства — на прародителей. Своим недавним решением Госсуд укрепил положение закона, в котором говорится, что обязательства по содержанию ребенка переходят к прародителям, если нет возможности или крайне сложно получить это содержание от родителей.

«Такого не может быть, чтобы ребенок не получал ни прожиточных денег, ни возмещения в связи утратой кормильца», — сказал Тусти. «Разве убийство человека является основанием для освобождения от обязательств?» — говорит она, подчеркивая важность одержанной в Госсуде победы.

Договориться не удалось
Судебный процесс проходил непросто. Сначала уездный суд решил, что нельзя требовать прожиточных денег от прародителей, однако окружной суд опроверг это решение, после чего уездный суд изменил свое решение. Прародители оспорили его, однако Госсуд постановил, что им придется вместо сына материально поддерживать ребенка.

По словам присяжного адвоката, в ходе этой судебной саги была предпринята попытка договориться с дедушкой и бабушкой. «Когда речь идет о родственниках, всегда лучше договариваться, и я стараюсь сделать это во внесудебном порядке, — пояснила она. — Если бы они проявили хоть какую-то заинтересованность в своем внуке, судебного дела не было бы».

По словам Тусти, в суде рассказывались душераздирающие истории о бедных пенсионерах. «Однако из бумаг судебного исполнителя я узнала, сколько денег родители отправляли своему сыну в тюрьму», — сказала она.

Теперь, согласно решению Госсуда, прародители обязаны давать на содержание внука, который уже почти достиг школьного возраста, 1000 крон, то есть 64 евро в месяц. Они же, в свою очередь, имеют право потребовать у своего сына возврата этих денег. Срок наказания отца ребенка продлится еще много лет.

Требования

• В 2011 году судебным исполнителям передано 1485 требований по алиментам.
• В 2010 году их было 1947.
Источник: Министерство юстиции

Алименты можно потребовать и у неплательщика за рубежом 

У службы международного юридического сотрудничества Минюста Эстонии в настоящее время в работе находится 68 требований алиментов, осуществляемых через границу. Из них в 53 случаях проживающий в Эстонии и воспитывающий ребенка родитель требует алиментов из-за границы, а в 15 случаях требование алиментов у проживающего в Эстонии неплательщика поступило из-за рубежа.

Получение алиментов с проживающего за рубежом родителя упростилось с лета этого года, когда ЕС принял соответствующее постановление. Постановление обязывает страны ЕС оказывать центральным учреждениям — в Эстонии вышеупомянутой службе Минюста — всестороннюю помощь.

В одиночку воспитывающий ребенка родитель должен обратиться в службу Минюста с заявлением по э-адресу central.authority@just.ee или обыкновенным письмом на почтовый адрес министерства.

Служба сообщит, какие именно документы потребуются и куда их следует направлять, хотя в некоторых случаях в роли подающего документы лица может выступать и сама служба Мин­юста.

По новому порядку в Минюст с целью получения помощи обратилось 18 лиц, требующих алименты, из Эстонии и восемь лиц из других стран. В одном случае деньги уже начали поступать и два случая на прошлой неделе были переданы судебному исполнителю. 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх