Террас: народ поддерживает Силы обороны

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам стоящего перед зданием Главного штаба Рихо Терраса, уже в ближайшее время следует подумать об увеличении зарплат военнослужащим и убедить правительство в необходимости этого.
По словам стоящего перед зданием Главного штаба Рихо Терраса, уже в ближайшее время следует подумать об увеличении зарплат военнослужащим и убедить правительство в необходимости этого. Фото: Андрес Хаабу

Эстонские Силы обороны ничего не делают специально для Афганистана, считая своей главной задачей развитие первичной обороноспособности Эстонии, говорит новоиспеченный командующий Силами обороны, бригадный генерал Рихо Террас.

На рынке труда Силам обороны приходится иметь дело с несколькими конкурентами — начиная со строительного сектора и заканчивая международными охранными фирмами. Как сохранить привлекательность Сил обороны в качестве работодателя?

Безусловно, большую роль играют зарплаты. Силы обороны всегда четко выполняли распоряжения правительства, в трудные времена существенно урезали свои расходы и сократили зарплаты.

Если пропасть между доходами и идейностью станет слишком большой, социальный прессинг может заставить военнослужащих перейти туда, где платят больше. Мы должны, пока не поздно, уменьшить этот разрыв.

Служение государству и народу должно давать удовлетворение и сохранять чувство достоинства. Чтобы удержать персонал, нужно создать мотивирующую среду, прозрачную и понятную кадровую стратегию. Силы обороны держатся на таких ценностях, как преданность, открытость, честность, профессионализм, сотрудничество.

Как сейчас выглядит роль военнослужащих в обществе? Каково отношение общества к военным?

За последние десять лет роль Сил обороны в обществе изменилась, став более важной и в то же время более естественной. Сейчас поддержка общества Силам обороны и Кайтселийту очень высока. Большую роль в этом сыграл генерал Антс Лаанеотс.

Если люди верят, что мы делаем полезное и нужное для эстонского государства дело, значит, есть и поддержка общества. Знаком такой широкой поддержки является и то, что в трудное время на оборонные расходы выделяется два процента от ВВП.

Но если эти два процента от ВВП уже поступают Силам обороны, нельзя ли часть этих денег выделить на повышение зарплат?

Я уверен, что в ближайшее время нам придется подумать о повышении зарплат военнослужащим.

Когда это время может наступить?

Скорее всего, это произойдет в 2013-м, поскольку бюджет на 2012 год уже утвержден. Нужно будет решить, как найти баланс: возможно, генералам следует повысить зарплату в меньшей мере, а лейтенантам и унтер-офицерам — в большей. Это произойдет сразу, как только нам удастся убедить правительство в необходимости увеличить зарплаты военнослужащим.

Что может привлечь людей в Силах обороны?

Прозрачная карьерная система. Возможность развиваться. Возможность заниматься в ходе карьеры разными вещами. Это те вещи, на которые следует обратить внимание. В том числе на повышение статуса унтер-офицерского состава и его осознание как фундамента Сил обороны. Сейчас унтер-офицерам уделяется слишком мало внимания.

Эстония, видимо, не планирует отказываться от срочной службы. Разве на нее не могут брать больше ребят призывного возраста, чем сейчас?

Мы планируем ввести в Закон о службе в Силах обороны более гибкие требования к состоянию здоровья, чтобы обеспечить рост Сил обороны и сохранить численность солдат срочной службы.

Я ничего не имею и против того, чтобы срочную службу проходили граждане Эстонии женского пола. Если девушки хотят внести свой вклад в государственную оборону, то — добро пожаловать! Новый законопроект предоставит такую возможность.

Перейдем к оснащению: танки будут?

Мы должны исходить из возможности и боеспособности. Мы не можем рассматривать оснащение отдельно: боеспособность состоит из людей, оснащения и инфраструктуры.

Десять лет назад при составлении плана развития, мы поняли, что эстонскому государству необходима способность маневра бронесилами. Я не думаю, что в этом плане что-то существенно изменилось: потребность в способности маневра бронесилами проявилась и при составлении плана действий на следующие десять лет.

Вопрос в том, сколько у нас ресурсов, и какие вещи мы будем делать, а какие — нет. Поскольку экономический кризис сказался на нашем бюдже, то эти трудные решения нам придется принять уже в течение следующего полугодия. Министр дал нам задачу — составить к октябрю 2012 года десятилетний план, в котором будет очень четко сказано, какие способности мы будем развивать.

Мы проделали большую работу, чтобы понять, что означает способность маневра бронесилами, что означает способность тактического воздушного транспорта, то есть вертолетов, что такое способность противовоздушной обороны и способность связи и управления.

Мой приоритет состоит в развитии современной способности управления и разведывательной способности. Если мы не будем этим заниматься, нам будет трудно.

Что будет в Афганистане после 2014 года? К чему готовятся Силы обороны?

НАТО должно очень серьезно продумать и оценить этот план. Уверен, что все из Афганистана не уйдут и там по-прежнему будет действовать какая-то система военной поддержки. Эти решения еще прорабатываются.

Благодаря нашим солдатам и их вкладу в афганскую миссию к нашему мнению прислушиваются. Мы стараемся найти выход вместе с американцами, британцами и датчанами. Вместе. Эстония и США. Эстония и Соединенное королевство. Я считаю, что это огромная честь — принимать участие в принятии решения. Все это благодаря мужеству и очень хорошей службе наших солдат.

Для комплектации эстонских команд, охраняющих суда в Аденском заливе, людей берут и из ВМФ, и из Кайтселийта. В чем смысл таких временных формирований? Что это дает Эстонии и ее Силам обороны?

Вначале были споры в отношении этой миссии. Эстонское отделение действует там весьма успешно. Солдаты еще раз продемонстрировали, что они способны думать и менять стереотипы. Действия нашей команды по охране судов в Аденском заливе на немецком и французском кораблях привели к тому, что тактику, при которой самостоятельное подразделение одной страны действует на корабле другой, хотят сделать общей.

Сейчас создается впечатление, что Эстония начала больше уделять внимания общей политике ЕС в области безопасности и обороны. Что это может означать для Сил обороны?

В военном плане нашей основной организацией является НАТО. У ЕС есть своя очень важная ниша, и мы внесли туда свою лепту, участвуя в боевой группе Северных стран. Если появятся новые вызовы, тогда и решим. Тут важная роль принадлежит эстонским политикам — им решать, что для нас важно, а что нет. Если Силы обороны располагают нужным потенциалом и в нас нуждаются, то мы будем справляться с возложенными задачами.

У вас уже есть некое видение того, что должен сделать командующий Силами обороны Рихо Террас?

Должность командующего Силами обороны означает для меня огромную ответственность. Я служу государству и народу Эстонии уже 20 лет. Я сделаю все от себя зависящее, чтобы с военной точки зрения Эстония была защищена.

Система обороны государства, в принципе, уже создана. Продолжить работу генерал Лаанеотса и других моих предшественников — это большая честь и ответственнейшая обязанность. Генерал Лаанеотс увеличил обороноспособность Эстонии и доказал всему миру, что Эстония в военном смысле защищена. Эту работу следует продолжить.



Рихо Террас

• Родился 17 апреля 1967 года в Кохтла-Ярве.
• Изучал историю в Тартуском университете, общественные науки в Университете Бундесвера в Мюнхене, прослушал курс старших штабных офицеров в Балтийском оборонном колледже и в Королевском колледже оборонных исследований в Лондоне.
• В Силах обороны с 1991 года, закончил первые курсы младших офицеров, где получил звание младшего лейтенанта. В 2011 году присвоено звание бригадного генерала.
• С 2001-го по 2004 год был военным атташе в Германии, с 2005 года руководил работой отдела анализа и планирования Главного штаба, после чего стал заместителем начальника Главного штаба по оперативной части. С февраля по август 2007 года служил заместителем начальника штаба по обучению НАТО в Ираке.
• С 2008-го по 2010 год работал канцлером Министерства обороны, с 2011 года сначала заместитель начальник, а потом и начальник Генштаба Сил обороны.
Источник: www.mil.ee

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх