Воевавшие по разные линии фонта солдаты были ближе друг другу, чем их дети и внуки сейчас

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Латышские легионеры.
Латышские легионеры. Фото: COVI/ Scanpix

Шесть судеб. Три солдата Красной армии, три легионера. Впервые в Латвии опубликованы дневники солдат, воевавших во Второй мировой. Эти записи показывают совсем другую историю. Не ту, которую сейчас пытаются навязать, пишет TVNET со ссылкой на TV5.

«24 декабря. 22.30

Сижу все в той же землянке. Все по-старому. Полк снова без людей. [...] Я немного выпил. Рождество ведь. Пипариньш еще с вечера принес несколько еловых веток, которые гвоздями прибили к стенам землянки. Под одну из веток я повесил алюминиевый котелок, а на него накапал толстую свечку. [...] Рождественская елочка. Сижу возле нее и думаю [...]. Думаю о своем сыне и Ешке. У них тоже этим вечером есть елка? Хотя бы такая же, как у меня? Я сыт. А что кушает Гунне, вспоминая папу в рождественский вечер? Дома меня живым уже точно никто не считает. С Гунне и Ешкой еще хотя бы одно Рождество».

Из дневника Альберта Даболиньша, старшего лейтенанта 43-ей гвардии Латышских стрелков

Это отрывок из дневника старшего лейтенанта Альберта Даболиньша. В 1942 году он был латышским стрелком. Воевал на стороне красной армии.

Встретить Рождество вместе с женой и сыном ему так и не удалось. Он погиб. Как и сто тысяч других латвийских солдат, которые сражались во время второй мировой. Кто-то – на стороне советов. Кто-то – в легионе.

«25 декабря. Первое Рождество. В качестве праздничного подарка от rotenfurera Mullera «получил» 100 раз hupfen [приказ прыгать с вытянутыми вперед руками и приседаниями – прим. ред.] ! Во время обхода помещений у меня нашли грязную бритву. Неприятности... После обеда, к удивлению, отпустили в город. Навестил Демидовых, ужинали в районе Зоопарка.»

Его звали Юрис Зивертс. Он был легионером, военным гонцом полка SS. Рождество 1944 года для него было последним. 6 судеб на одной войне. Дневники шестерых солдат легли в основу книги.

Солдатские дневники – это небольшие блокноты или тетрадки. Над их восстановлением работала группа докторантов Латвийского университета под руководством профессора Виты Зелчи. Записи солдат – почти не редактировали.

В книге, как и в дневниках, слово Хлеб пишут с большой буквы. Для голодающих красноармейцев и легионеров это слово стало именем собственным.

"Порой почерк было очень трудно разобрать. Мы тогда все втроем мучились, по букве читали. Все постарались оставить максимально близко к оригиналу. Если пишет солдат слово «деревня» наполовину по-латышски, наполовину по-русски, то и у нас в книге оно напечатано также", - рассказал соавтор книги «(Две) стороны» Дидзис Берзиньш.

Главный вывод, который делают историки – воевавшие против друга друга солдаты на самом деле были очень похожи. И думали они не о войне, а о мирной жизни и семье. Ученые уверены: и легионеры, и красные стрелки стали жертвами двух режимов.

Как ни парадоксально, воевавшие по разные линии фонта солдаты были ближе друг другу, чем их дети и внуки сейчас. О мифах, которыми обросли дневники солдат за последние полвека рассказывает книга «Воинствующая память». В ней собраны современные статьи и публикации. На их примере наглядно видно, что историей манипулируют. Что две военные даты - 16 марта и 9 мая, противопоставляют нарочно.

Своей главной задачей ученые считают возврат истории к фактам. По их мнению, это должно примирить жителей Латвии. Общество с единой историей, хоть и по разные линии фронта.

Комментарии
Copy
Наверх