Сорок семь военных пенсионеров

Svetlana Pääsuke
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Архив «ДД»

В начале декабря 2011 года были зафиксированы первые реальные случаи получения российскими военными пенсионерами эстонской пенсии за гражданский стаж в Эстонии. На этом благополучно закончилась шестилетняя история борьбы.

Летом 2005 года мой сосед по даче, контр-адмирал в отставке Иван Иванович Меркулов, вручил мне пару килограммов переписки российских военных пенсионеров со всевозможными российскими инстанциями. Предметом этой переписки был запрет на получение российскими военными пенсионерами эстонской гражданской пенсии за гражданский стаж на территории Эстонии. Переписка была в стиле «Сигнал посылаем – вы что это там? А нас посылают обратно».

Особый вид пенсионеров

Иван Иванович попросил меня взяться за это дело. Начать я решил с запросов, но уже не в Россию, а в эстонские госучреждения. Суть запросов была в том, что российские военные пенсионеры, как и прочие трудящиеся, платили социальный налог, но это не влекло за собой получения пенсии. Социальные выплаты стали как бы «данью», наложенной на военных пенсионеров за их право проживания в Эстонии. Также неясно, чем российские военные пенсионеры были хуже военных пенсионеров иных государств: последние имели и имеют право как на военную пенсию от государства службы, так и на гражданскую пенсию от Эстонии.

Эстонские госструктуры не восприняли эти аргументы. Однако с января 2006 года российские военные пенсионеры де-факто получили возможность оформить себе эстонскую пенсию без отказа от российской. Но счастье их было недолгим. С мая 2006 года выплата пенсий приостановилась. Это послужило основанием для судебных процессов. С помощью Центра информации по правам человека 47 наиболее упорных прошли все инстанции внутри Эстонии и обратились в Европейский суд по правам человека. В жалобах указывалось, что российские военные пенсионеры подвергаются дискриминации (по социальной группе и косвенно по национальности) и что у них противоправно отобрали имущество в виде страховых выплат.

Четвертого ноября прошлого года Европейский суд по правам человека не удовлетворил жалобы, обосновав это тем, что российские военные пенсионеры – это особая социальная группа, созданная российско-эстонским соглашением 1994 года. Поэтому их не с кем сравнивать. Косвенная дискриминация по национальности также не была признана, поскольку у судей не имелось точных данных о национальном составе российских военных пенсионеров.

От стариков – к школьникам

На решение суда была подана кассация в Большую палату Европейского суда по правам человека, но та не приняла ее в производство. Казалось бы, полное поражение. Однако вопрос был поднят уже на такую высоту, что начались тектонические сдвиги. Еще в ходе судебных процессов внутри Эстонии активизировались межправительственные переговоры по изменению российско-эстонского соглашения. Причем если ранее эстонская сторона об этом и слышать не хотела, то теперь уже сама начала выступать инициатором внесения нужных поправок. И, кстати, ведение переговоров об этом с Россией эстонская сторона использовала как аргумент в судебном процессе в Европейском суде в Страсбурге.

Начал работать новый российско-эстонский договор, которым были отменены эти дискриминационные положения соглашения 1994 года. Военные пенсионеры начали штурмовать Пенсионный департамент. Документы у них принимались, но вот с назначением и выплатой пенсий как-то не спешили. Чиновники Пенсионного департамента в устной форме сообщали пенсионерам, что раньше февраля никто ничего не получит. Но после того как этот вопрос снова был поднят в СМИ и после нашего запроса в Пенсионный департамент, военные пенсионеры наконец-то стали получать эстонские гражданские пенсии за гражданский стаж. Первый счастливчик позвонил нам 9 декабря.

Вывод из этой истории прост. За свои права надо бороться, и никогда нельзя опускать руки. Сейчас перед нами новые вызовы, например, сохранение русской школы. И здесь тоже дорогу осилит идущий.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх