Love Story во время Апокалипсиса

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Майкл (Юэн Мак Грегор) и Сьюзен (Ева Грин) понимают, что их спасение — друг в друге.
Майкл (Юэн Мак Грегор) и Сьюзен (Ева Грин) понимают, что их спасение — друг в друге. Фото: Кадр из фильма

Фильмов о конце света в этом году ожидается рекордное количество. Зря, что ли, индейцы майя предсказали нам тотальную гибель? Мы, конечно, стараемся посмеиваться над мрачным прогнозом, но в глубине души все-таки нарастает тревога.

Человечество напоминает флотилию, сбившуюся с курса в штормовом море. Магнитными бурями выведены из строя компасы. Капитаны и штурманы, с грехом пополам справлявшиеся с управлением своими судами в тихую погоду, беспомощны, однако уверяют матросов и пассажиров, что все идет наилучшим образом.

Им бы пустить к штурвалам тех, кто имеет хоть какое-то представление о навигации, но они ни за что не сделают это, так как им больше по душе утопить судно, чем передать управление. (Сами-то они надеются на новейшие спасательные средства, которых хватит только немногим.)
Обнаглевшая обслуга втридорога дерет за отопление кают, словно надеется унести выбитые из клиентов деньги с собой в могилу…

Видя все это, а также то, что в подобной ситуации картины о конце света неизменно будут кассовыми, кинематографисты всего мира идут навстречу ожиданиям публики.

Необычный конец света
Британец Дэвид МакКензи тоже снял фильм о конце света. Но не совсем обычный. Здесь нет ни техногенных катастроф, ни спровоцированной исламскими террористами атомной войны, ни, на крайний случай, вторжения инопланетян.

Его картина — камерная драма с двумя очень хорошими актерами, Юэном МакГрегором и Евой Грин. Это произведение — не о конце света как таковом, а о том, как обыкновенные люди, отнюдь не супермены, привычно выполняющие невыполнимые миссии, ведут себя в те роковые дни, когда мир рушится. И что они противопоставляют катастрофе.

В оригинале картина называется «Perfect Sense» («Совершенное чувство»), а в российском прокате ей дали название «Последняя любовь на Земле», что, во-первых, не совсем соответствует содержанию фильма, а во-вторых, слишком рано раскрывает карты, которыми играет МакКензи.

Сьюзен (Грин) работает в эпидемиологической лаборатории, ставит опыты на кроликах, а в свободное время страдает от женской невостребованности и мало-помалу превращается в неврастеничку.

Майкл (МакГрегор) — повар в изысканном ресторане, обаятельный мужчина, без труда затягивающий женщин в свою постель, но у него тоже есть свой бзик. Во-первых, он законченный эгоист, которого очень мало интересуют переживания женщины. А во-вторых, совершенно не способен дважды провести ночь с одной и той же партнершей.

Их случайный роман не имел бы никаких перспектив, если бы на Землю не обрушилась странная пандемия. Люди постепенно лишаются сначала обоняния, потом вкуса, потом слуха… Третья стадия сопровождается вспышками агрессивности.

То, как человечество справляется с катастрофой, в картине имеет второстепенное значение. Видно, однако, что всю ответственность на себя берут винтики и шестеренки того механизма, каким можно представить себе общество: военные, спасатели, добровольцы.

Картина запустения и разрушений, спасатели в масках и защитных комбинезонах среди всеобщей растерянности… Обстановка до странности напоминает эпидемии чумы и холеры в Средние века: ничего существенного предпринять нельзя, остается только ждать, что впереди.
А впереди — слепота. И мир погрузится во тьму…

Но Дэвид МакКензи снимает не фильм-катастрофу, а мелодраму. Герои картины, которых в нормальной обстановке очень скоро разбросало бы далеко друг от друга, в экстремальной ситуации начинают чувствовать, что спасение (не физическое, оно по определению невозможно, а эмоциональное) — в их близости.

Любовь спасет мир?
Вначале их просто кинули обстоятельства в объятия друг друга. (Эротические сцены в картине сделаны классно: очень чувственно и без малейшей пошлости. Майкла и Сьюзен тянет друг к другу, но в самые сексуальные моменты они сохраняют чувство юмора. Уже утратив вкусовые рецепторы, они развлекаются тем, что, сидя в ванной, угощают друг друга мылом — их смешит, что его тошнотворный вкус они не чувствуют!)

Затем, когда Майкл проходит стадию агрессивности, ему хочется разрушать и топтать все, что дорого, все, что составляло сущность его существования, хочется побольнее оскорбить Сьюзен, нанести удар в самое больное место…

С точки зрения психо­аналитики это вполне объяснимо. Человек слаб, поэтому, теряя что-то, он пытается обездолить и близких ему людей; это отвратительно, но логично.

Чтобы подняться над этим, нужно совершить над собой немалое усилие. Вернуть нравственность, с которой, увы, слишком многие расстаются при первых сигналах тревоги.
Катастрофа в этой картине не самоцель, а предлог для исследования природы человеческих чувств. МакКензи верит, что любовь спасет… если не мир, то внутренний мир человека. До тех пор, пока не наступит неизбежное.

А во что еще верить, когда корабль сбился с курса, а капитан никуда не годится? Спасение утопающих — дело рук самих утопающих!

Фильм

Последняя любовь на Земле» («Perfect Sensе»)
Мелодрама. Великобритания, Дания, Швеция, Германия, 2011
Режиссер: Дэвид МакКензи
Сценарист: Ким Фупц Окесон
Оператор: Джиллз Натгенс
В ролях: Юэн МакГрегор, Ева Грин, Конни Нильсен, Стивен Диллэйн и др.

 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх