Ансип примеряет мундир Пиночета?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Розенфельд
Игорь Розенфельд Фото: dzd.ee

Первая цель очередной провокации правящей коалиции против Центристской партии, начатой обыском в ее таллиннском офисе 6 января, видна невооруженным глазом и отмечена обозревателями. Эта цель  - «пиротехническим» шумом о пожертвованиях на 500 евро отвлечь внимание от значительно более крупного и достойного более широкого расследования скандала  с продажей чиновниками IRL видов на жительство в Эстонию.

(По всем законам  скандал с указанной продажей должен был бы закончиться отставкой  замешанных в  ней  должностных лиц,  в первую очередь IRL-овского министра Вахера). Есть у полицейской акции, кажется, и вторая задача - усиление раскола внутри центристов, активно провоцируемуего  правой политической машиной уже с лета этого года.

Прореформистская группировка в ЦП. Почему реформисты хотят отставки Сависаара?

Первые явные симптомы столь нужного реформистам и IRL раскола  ЦП обнаружились в августе на XIII съезде партии во время голосования за кандидатуру ее председателя.

Ряд ведущих партийных деятелей выступили в поддержку не Эдгара Сависаара, а  Юри Ратаса. Подковерная работа была проделана неплохо - за Ратаса проголосовало более трети съезда - 653 из примерно 1600 делегатов.

Фракционеры пытались доказать съезду ЦП и всем прочим, что причина «плохого отношения» правящей коалиции  к центристам –  якобы лично в Сависааре, его «недостатках» и,  конечно, «пророссийской» позиции. Поэтому плохого Сависаара надо от руководства отстранить. Если это удастся, «все станет хорошо»: партия «выйдет из изоляции», а некоторым центристским  чиновникам – Лаанетам и проч. - «как и раньше» дадут министерские посты и  деньги.

Однако можно ли поверить данной версии подковерной прореформистской активности в ЦП?

Еще не забылась история Народного союза, разваленного правой политической машиной различными (в том числе и полицейскими) мерами -  без всякого Сависаара и не за контакты с Россией, а просто за курс, отличный от реформистско-исамалийтовского.

Понятно поэтому, что причина недовольства правящей коалиции Центристской партией – вовсе не в неких «недостатках Сависаара», но в самостоятельной позиции партии под его руководством и ее нежелании идти в фарватере провального правого экономического и политического курса.

«Профет» Вакра и реформистское крыло центристов

Продолжение активности фракционеров внутри ЦП последовало осенью. В ноябре прошлого года средства массовой информации сообщили о появлении сначала некоего клуба, а затем и «нового движения» в Центристской партии - Kodаnikuühendus. Руководителем движения выступил глава Нымме от центристов Райнер Вакра, который вместе с Калле Лаанетом был в числе активистов антисависааровской кампании на съезде.

Сообщалось о том, что в декабре движение было санкционировано правлением ЦП и имеет связь с некими «крышевыми» (не «крышующими» ли?) организациями и фондами. Вакра вместе с Лаанетом даже заявили о возможном создании  на базе своей фракции ЦП некоей «новой партии».

Стало очевидно, что за начинанием Вакра стоят люди весьма серьезные, с немалыми средствами. Что это за люди и откуда поступают деньги в «фонды» – вопрос, что называется, на засыпку.

Не вызывает сомнения, что со второй половины истекшего года года в ЦП активно создается правое (прореформистское) крыло, которое готово спровоцировать раскол в партии и в дальнейшем наверняка примкнет к правой коалиции.  Характерен произошедший в Тарту случай исключенного из партии Харри Ялаяса, оказавшегося, как и скандальный пярнусец Вийзитамм, прямым агентом реформистов. Можно не сомневаться, что фракционеры снова заявят о себе и в новом году .

Задачи реформистских центристов

Прореформистские центристы рисуют однопартийцам радужные картины «безсависааровской» ЦП. Каковы могут быть  результаты их фракционной деятельности реально?

Очевидно, что перед нами - сценарий развала Центристской партии, превращения ее в декоративную оппозицию вроде соцдемов, а, возможно, и партию реформистских кормушечников. Лидеры типа Юри Ратаса партию не удержат и наверняка превратятся в очередных миксеров. Новая партия будет ручной партией реформистов, за что ее верхушка (в количестве весьма небольшом) получит от них депутатские места и некие посты.

Насчет количества мест и того, кому они достанутся, иллюзий быть не должно.

«Местов», что называется «нет», точнее их весьма мало и становится все меньше – в том числе и благодаря реформистской экономической политике. Характерен пример Тарту, где лакомые места только полгода назад исключенных из правящей коалиции центристов моментально радостно расхватала изголодавшаяся исамалийтовская бюрократия.

Поэтому мало сомнений в том, что околореформистские теплые места из нынешних центристов, кроме Ратаса, Вакра и Лаанета, реально не получит никто или мало кто. Бородичу уже, например, может и не хватить…

Наступление на оппозицию и провал правых партий

Фокусы вокруг центристов проводятся на фоне явного падения популярности партий правящей коалиции. Эту тенденцию таковые пытаются преодолеть не изменением своей политики, но новыми политтехнологическими фокусами.

В конце года в Эстонии началось сверхактивное создание новых (понятно, правых) партийных группировок. Тут и провозглашенная И. Райгом некая партия Таранда, и свежеиспеченные Kampsunid с новыми исамалийтовцами – Uus isamaaline kodanik. Как следует из заявлений Вакра и Лаанета, еще одну партию (или соцдемовский довесок) на основе реформистского крыла ЦП может попытаться создать и их фракция.

Больших новинок от правой политической машины ожидать не следует: все  указанные группировки скорее всего будут вариантами давно известной «Республики», в конце концов примкнувшей к IRL. Для беглых центристов вероятен также и вариант слияния с соцдемами.

Ответом на реформистские попытки расколоть ЦП – последний на сегодня рубеж оппозиции -   могло бы стать укрепление и консолидация ее левого крыла. Развал ЦП может стать в постсоветской Эстонской Республике реальным концом (на неясный период) оппозиции как таковой. Дальше, что называется, тишина -  безоппозиционная (правототалитарная) вторая эпоха безмолвия (vaikiv ajastu), о которой уже давно предупреждали.

Устраняя оппозицию пока еще внешне «правовыми», а на деле все более полицейскими мерами, Ансип потихоньку начинает примерять новый костюм, который все больше напоминает мундир Пиночета.

Комментарии
Copy
Наверх