Кремль ищет среди своих соседей слабое звено.
Кому это выгодно?
В минувшую субботу в Латвии прошел референдум, посвященный тому, не сделать ли русский язык вторым государственным языком. Понятно, что латышам этого не надо. Наверняка и организаторы референдума прекрасно понимали, что у латышей есть опасения по поводу сохранения своего языка и культуры.
Поэтому инициатива референдума ужа сама по себе являлась в достаточной мере провокацией, предпринятой для разжигания вражды между латышами и латвийскими русскими.
В таких случая еще в Древнем Риме спрашивали: cui bono — кому это выгодно?
Разжигание вражды между народами явно не в интересах латвийских русских, поскольку им нужно жить в этом государстве рядом с латышами и заниматься своими делами.
Наоборот, проживающие в Латвии русские хорошо выучили латышский язык, а среди латышей выросло число людей, считающих, что хорошее знание русского языка для них важно (в 1997 году 62%, а в 2008 году 73%; см. отчет о человеческом измерении 2010/2011 годов). Это один из примеров роста доверия и связей между латышами и проживающими в Латвии русскими.
В чьих интересах то, чтобы доверие и добрые отношения между латышами и латвийскими русскими не росли, а сокращались? Чтобы в конце концов Латвия настолько обессилела, что ее можно было бы полностью подчинить чужой воле?
Посмотрим на соседей Латвии. Эстония, Швеция и Литва заинтересованы в том, чтобы дела у жителей Латвии, в их государстве и экономике шли хорошо.
Белоруссия тоже сосед Латвии, и, несмотря на все свои грехи и выкрутасы, Лукашенко не имеет завоевательных планов в отношении Латвии.
Но мы знаем, что в Кремле по-прежнему тоскуют по империи.
Кроме того, для сохранения своей власти Кремлю необходимо сказать гражданам России, что где-то русским живется еще хуже, чем в России.
Для достижения этой цели Москва, не колеблясь, побуждает своих соплеменников участвовать в конфликтах, которые ведут к ухудшению не только их собственного экономического положения, но и к более масштабным разрушениям — посмотрите хотя бы на Приднестровье и Молдову, да и на несчастных людей в Эстонии, которые все еще верят, что империя возродится.
Кремль постоянно ищет среди своих маленьких соседей самое слабое звено. Следуя принципу «разделяй и властвуй», он оказывает давление то на одно, то на другое государство, а оставшиеся получают на это время вместо пряника короткий отдых от прессинга.
«Вина» латышей и их политиков состоит в том, что у них по-прежнему действует несколько несбалансированная конституция 1922 года с несистематически вносившимися в нее поправками, которые позволили провести субботний провокационный референдум.
К счастью, поведение людей только подтверждает твердое убеждение, что посеянные Советами конфликты затухают как в Латвии, так и в других местах.