В Латвии провалился референдум о придании русскому языку статуса государственного языка. Около 70% жителей забраковали выношенный в Кремле план. Латвийцы особо активно проявили свою гражданственность - голосовали 71,49% жителей, имеющих право голоса, - больше, чем на референдуме относительно вступления в ЕС. Но суть в том, что такой референдум, унижающий латвийцев, мог вообще пройти в стране НАТО и ЕС, пишет политолог Римвидас Валатка на портале TVNET.
Политолог: референдум о русском языке - не последний отголосок советской оккупации
22 года назад ни Москва, ни ее пятая колонна не осмелились бы навязать латвийцам такой референдум. Сейчас навязали. Именно это и вызывает беспокойство. Не только в Латвии, но и в Литве.
Референдум напоминает, что Москва не отказалась от хотя бы частичного реванша в странах Балтии. Вместо того, чтобы призвать русских Латвии наконец признать изменившуюся реальность и интегрироваться в латвийское общество,
Россия и дальше настраивает этих людей против Латвийского государства.
Русские Латвии, Эстонии и частично Литвы все еще считаются в Кремле заложниками империалистической политики В.Путина в Балтийском регионе. Нужно ли удивляться тому, что в Латвии они оцениваются, как потенциальная пятая колонна? И так будет до тех пор, пока Москва не изменит свой взгляд. Россия оказывает медвежью услугу своим соотечественникам в Латвии. Уже только это говорит о том, как мало волнует Кремль настоящее положение русских в Латвии. Местные русские - всего лишь орудие в руках Москвы в стремлении к реваншу.
Председатель комитета Государственной Думы по международным делам К.Косачев сразу после референдума заявил: «Несмотря на число голосовавших на референдуме, я считаю, что его результат является победой тех, кто борется за права русских в Латвии».
Вот как: Россия не примет во внимание и результат референдума. Инсинуация и пропагандистская война против суверенной Латвии продолжится. В похвалу русских граждан Латвии можно сказать - немалая их часть уже раскусила эту игру Москвы, поэтому не голосовала за объявление русского языка государственным.
Но, может, более по-европейски было бы объявить государственными все языки, на которых говорят живущие в государстве люди?
Давайте ненадолго перенесемся в Россию, которая пыталась навязать государству ЕС «европейские» стандарты. Как Косачев, Путин и Ко оценили бы тех, кто предложил бы в России организовать референдум относительно придании, к примеру, татарскому языку, статуса государственного языка?
Вопрос риторический, на него можно не отвечать. Ходорковский и за меньшую ересь был навеки заключен в тюрьму, Политковская застрелена у своего дома и даже молодые адвокаты неожиданно умирают в Бутырской тюрьме. Так или иначе, но татары (как и удмурты или башкиры) являются коренными жителями на своей земле, на которой они обосновались еще в 13 веке, когда русских там и в помине не было - «освобождения» Иваном Грозным им пришлось ждать по крайней мере три века.
Между тем в Латвии первые русские обосновались только в конце 18 века - после раздела Речи Посполитой. Так что иначе нежели колонистами их (особенно тех, кто, облачившись армейскую форму или в форму НКВД, вторглись в Латвию во время Второй мировой войны и захватили лучшие дома) назвать нельзя, даже в случае применения самых мягких норм доктрины ЕС о нацменьшинствах.
Давайте забудем самый популярный вопрос латвийцев: почему за 70 лет они так и не выучили латвийский язык? Вопрос также риторический. Существенным должен быть такой вопрос: как русские Латвии, не зная латвийского языка, смогли выжить здесь последние 22 года?
Ответ на этот вопрос - на пользу Латвии, как нереально толерантного к нацменьшинствам государства. Почему? Смог бы в России прожить 20 лет человек, не знающий русского языка?
Кто хотя бы раз был в России, знает: это нереально. Наши ссыльные в Сибири в течение нескольких месяцев выучивали русский язык. И не считали это никаким унижением, поскольку знали: знания на плечах носить не будешь.
Сколько в России есть государственных школ, в которых преподавание ведется только на удмуртском, чувашском, якутском или чеченском языках? Если хотите, можно поставить вопрос и так: сколько в Германии есть государственных школ, в которых преподавание ведется только на курдском, турецком или сербском языках?
А в Латвии все еще есть едва ли не сотня школ, в которых преподавание ведется только на русском языке. Вот почему в Латвии русские могут без труда жить и без знания латвийского языка. И - а это уже трудно понять и немцу, и французу, и итальянцу - тысячи русских Латвии даже гордятся тем, что они ни слова не понимают по-латышски.
И речь идет не о рабочих или бывших оккупантах офицерах. 20 лет назад вместе с группой журналистов Балтийских стран мне довелось побывать в Китае. В латвийской делегации особенно «выделялась» Светлана, которая оказалась в оккупированной Латвии, окончив Днепропетровский институт в области ракетных технологий. На встречах с представителями китайской власти она очерняла Далай Ламу, а между встречами последними словами обзывала Латвию.
За то, что ее превратили во «второсортную». Так а что же ей мешало стать первосортной? «Представьте, - возмущалась Светлана, власть ее заставляет выучить латвийский язык!» Разве это проблема - выучила, сдала экзамен, и ты уже полноправная гражданка?
«Этого уже никогда не будет, а ты такой же националист, как и все латыши», - покраснев от злости, выпалила журналистка из латвийской газеты на русском языке.
Может ли латвийская земля носить таких типов? Политически некорректный вопрос? Чего доброго, да. Но даже если так, то все равно латвийская земля носит тысячи таких людей. Долго ли бы носила таких латышей русская земля? Наконец, было ли бы это само собой разумеющимся во Франции, Италии, Германии?
Чего доброго, нет. Так почему же это должно быть само собой разумеющимся в Латвии? Почему ненавидящие Латвию люди могут позволить себе расцарапывать старые раны латышей своими антилатышскими референдумами?
Ответ тоже будет не политкорректным, но все же. Это может быть только потому, что немалая часть русских Латвии свое пребывание в этой стране характеризуют, как временное, с надеждой, что настанет день «освобождения». Словом, они сами себя чувствуют пятой колонной в стране НАТО и ЕС. Которая, из-за попустительства ЕС, особенно Германии и Франции, по отношению к Москве, пытается все смелее поднимать голову.
После референдума в Латвии напрашиваются простые выводы, которые в Литве перестают учитывать даже люди, искренне беспокоящиеся о национальной безопасности.
1. Мы не должны обольщать себя надеждами, что Литва или другое государство Балтии сможет наладить отношения с Россией. Нормальные отношения с Россией не зависят от политики и доброй воли Балтийских стран. Это зависит только от Москвы.
2. В настоящее время Россия не хочет нормальных отношений с Эстонией, Латвией и Литвой. Целью Кремля, как и до 1990 года, является то или иное перечеркивание карты Прибалтики за счет свободы балтов. Москва считает, что страны Балтии обязаны слушать только Москву и стать сателлитами ее политики.
3. Сколько это будет продолжаться? Если Россия не станет демократичной, это может длиться бесконечно. Нельзя забывать, что Россия, даже спустя 70 лет после войны, все еще не подписала мирный договор с Японией. Только из-за четырех японских Курильских островов, не особо значимых для самой России.
4. Москва пользовалась и будет пользоваться политическим разжижением Евросоюза и иллюзиями молодого поколения относительно доброжелательности России. Кстати, люди, кричащие во время шествия «Литва - литовцам», - такая же сила, действующая на пользу Кремля, как и настоящая пятая колонна - разница только в том, что большинство этих «патриотов» даже не понимают этого.
5. Того, чего в Латвии стремились достичь посредством референдума, в Литве будут пытаться осуществить через мезальянс Избирательной акции поляков и Альянса русских, который иначе, нежели предательством братьев поляков назвать нельзя. Еще хуже, что и Варшава, похоже, не раскусила игру кремлевского кукловода. Точнее - романтично считает польских деятелей Литвы своими, до мозга костей польскими, и не хочет даже подумать о силе и раскольнических способностях Москвы.
6. Влияние русской поп-культуры, а вместе с ней и политическое влияние можно ослабить, укрепляя свои средства массовой информации, но правящая коалиция, возглавляемая А.Кубилюсом, руководствуясь особо узкими партийными интересами, сделала все, чтобы литовские СМИ провалились или массово попали в руки пророссийских деятелей.
7. Как бы там ни было, в субботу латыши дали сильную пощечину Кремлю. И показали прекрасный пример литовцам. Особенно тем в Литве, кто бесстыже забавляется опросами касательно того, что литовец вместо свободы Родины выбрал бы кусок сала. Латвийцы ясно продемонстрировали, что в случае появления настоящей опасности балты, не сомневаясь, выбирают свободу.