Лаборатория в Тарту борется с раком

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Скоро лаборатория биологии рака в Тарту, возглавляемая Тамбетом Теэсалу, начнет работу по развитию новейшего метода борьбы против рака.
Скоро лаборатория биологии рака в Тарту, возглавляемая Тамбетом Теэсалу, начнет работу по развитию новейшего метода борьбы против рака. Фото: Силле Аннук

«Иногда просто везет», — говорит ученый Тамбет Теэ­салу, рассказывая о том, как три крупных научных фонда выделили средства на поддержку исследований в области нового метода лечения рака, разработанного в Эстонии.

Разработанные в Эстонии новые подходы к лечению рака привлекли внимание сразу трех известных научных фондов. Благодаря этому тартускую лабораторию по исследованию методов борьбы с раком возглавит Тамбет Теэсалу, ранее занимавшийся научными исследованиями на эту тему в Калифорнии. 

Пока шкафы, столы и пробирки лаборатории, расположенной на втором этаже Биомедикума, пустуют. В помещениях лаборатории, которые показывает Теэсалу, дожидаются своего часа только два микроскопа, покрытых синими покрывалами.

«Здесь будут сидеть химики, здесь будут работать с образцами тканей», — рассказывает он. В этих помещениях разместится недавно созданная лаборатория биологии рака, которую Теэсалу надеется в ближайшие годы превратить в важный научный центр по исследованию раковых опухолей.

Через пять лет, формулирует ученый следующую задачу, в Тарту должен появиться крепкий и активный центр по изучению биологии рака, работа которого поможет повысить эффективность многих противораковых лекарств и лучше понять процесс развития злокачественных опухолей. 

«Созданная лаборатория биологии рака будет работать в русле одного из важных и крайне необходимых направлений в исследованиях рака», — считает приглашенный профессор Тартуского университета Тамбет Теэсалу.

Сразу три гранта
Теэсалу, который провел последние семь лет в США, где работал в Институте медицинских исследований Санфорд-Бернхем, не скрывает, что климат в Калифорнии комфортней, да и сам штат является центром мировой биотехнологии, тем не менее его тянуло назад в Эстонию.

Именно поэтому Теэсалу решил обратиться в крупные научные фонды с ходатайствами, для того чтобы получить средства для создания в Тарту научной лаборатории при университете.

Один за другим о своих положительных решениях Теэсалу сообщили Научный совет Европы, Европейская организация молекулярной биологии и британский медицинский фонд Wellcome Trust. В Эстонии и раньше получали деньги на исследования из этих фондов, но впервые сразу из трех.

«Общей темой ходатайств были проникающие пептиды, но раковые модели, возможные применения и используемые лекарства были разные», — рассказал Теэсалу. 

В Тарту ученый намерен развивать перспективное научное направление, начало которому было положено в калифорнийской лаборатории, где он работал до этого.

«Они разработали систему, когда лекарству приделывались небольшие хвостики, которые прилипали к раковым тканям и не прилипали к нормальным, — пояснил Теэсалу. — Недостаток этой системы в том, что часто лекарство так и остается в кровеносных сосудах и глубже не проникает».

«Я и мой коллега Казуки Сугахара разработали проникающие пептиды, которые либо просто с уколом, либо в химически соединенные с лекарством обусловливают распространение лекарства по всей опухоли», — рассказывает он.

На этих самых пептидах — фрагментах белков — ученый и хочет сосредоточить работу тартуской лаборатории. Если лекарства против рака сравнить со слепым наемным убийцей, который убивает без разбора, то разработанные Теэсалу пептиды выполняют роль собаки-поводыря, которая приводит лекарство  в нужное место, т.е. к злокачественным опухолям, открывая дверь в спальню злодея.

Познавая шаг за шагом
«Есть немало хороших и очень эффективных лекарств против рака, основным недостатком которых является отсутствие селективности, — говорит исследователь рака. — Если сделать так, что лекарство попадет только в злокачественную опухоль, то можно будет использовать весь арсенал лекарств, разработанных за последние сто лет». 

Поскольку видов рака десятки, Теэсалу занят поиском лекарственных молекул, которые воздействовали бы только на раковые клетки, причем вне зависимости от типа рака. «Нашей первой целью вместо генетически нестабильных раковых клеток являются кровеносные и лимфатические сосуды раковых тканей», — рассказывает он о ближайших планах.

Помимо обнаружения новых лекарств такие исследования, по словам Теэсалу, помогут лучше понять процессы развития злокачественных опухолей. Да и сам процесс проникновения пептидов в опухоль до конца не изучен.

«В сотрудничестве с коллегами из Калифорнии мы только начинаем шаг за шагом познавать суть этого метаболизма, поскольку он еще почти совсем не изучен. Это может изменить сам подход к исследованию и лечению рака», — считает ученый.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх