- Вчера Великобритания подписала со Швецией и Финляндией соглашение о взаимных гарантиях безопасности в случаях нападения. Выступая после переговоров с премьер-министром Швеции, британский премьер Борис Джонсон заявил о странности ситуации, в каковой страны Европы вынуждены сейчас обсуждать, как укрепить свою защиту от «пустого тщеславия тирана XXI века». По сути, Джонсон, как и Стубб, свел проблему с безопасностью в Европе к личности одного человека, Владимира Путина. Не слишком ли это упрощенное восприятие ситуации? Не кажется ли правдоподобным, что и без Путина в России есть кому подхватить знамя его тирании?
- Нужно признать, что, увы, имперские амбиции России, в каком бы виде это государство не существовало, будь это Российская Федерация, СССР или Российская империя, мешают мирным отношениям с соседями. Периоды, в которые Россия поддерживала со своими соседями именно мирные отношения, всегда были очень короткими. Поэтому если сейчас попытаться спроецировать исторические уроки даже на среднюю перспективу, то становится ясно, что от России не приходится ожидать какой-то миролюбивой политики по отношению к соседним государствам. Особенно это касается тех государств, которые очевидно слабее.
Ясно, что с Путиным или без него, но Россия как государственное образование считается только с силой. Понимает только язык силы. Альянс НАТО, хоть и является оборонительным альянсом, оказывается в случае необходимости состоятелен вести диалог с Россией именно с позиции силы, и это означает, что государства, входящие в этот альянс, среди которых теперь будут и Финляндия с Швецией, намного надежнее защищены от имперских амбиций России.