Право на ошибку

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Врачи вынуждены молчать и держать круговую оборону.

Наряду с другими обстоятельст­вами, которые делают работу врача напряженной, без внимания осталось еще одно: обязанность не иметь, по крайней мере внешне, права на ошибку, и отстаивать свою правоту даже в том случае, если она уже совершена.

Вероятно, в каждой профессии есть свои непреложные истины и своя профессиональная ложь. Понятно, что ни один доктор не желает умышленно причинить вред своему пациенту.

Однако нет таких врачей, которые за свою жизнь не совершили хотя бы одной-единственной ошибки — это подтверждают и те некоторые медики, которые не хотят придерживаться круговой поруки лжи. Но людям, лишившимся здоровья или потерявшим в результате врачебной ошибки близкого человека, трудно понять, что врач тоже может ошибаться.

Если пострадавшему пациенту выплачивается компенсация, зачастую это сопровождается его обязанностью молчать о случившемся. Помимо молчащих пациентов, об ошибках молчат и сами врачи — в основном, как это следует из истории, опубликованной во вчерашнем номере газеты, из страха перед прессой.

Вот и приходится мириться с мыслью, что ситуаций, в которых лечение проводилось неправильно, намного больше, чем об этом становится известно общественности.

Хороших вариантов решений, как в таких случаях следовало бы вести себя врачам, больницам или организациям, представляющим интересы медиков или пациентов, нет.

С одной стороны, понятно, что тема здоровья так или иначе касается каждого из нас, поэтому молчать об этом было бы неправильно. Принимать решения о методах лечения врачу приходится порой очень быстро, и это означает необходимость брать на себя ответственность.

Ситуация, когда доктор не осмеливается принять необходимое решение, чтобы потом не оказаться в виноватых и не попасть под стрелы общественной критики, не пойдет на пользу ни врачам, ни пациентам.

Более того, требовать еще более высокой степени ответственности можно лишь тогда, когда все прочие необходимые предварительные условия будут выполнены.

Если вместо нормальной трудовой нагрузки для врачей обычным явлением стала переработка, то, естественно, риск ошибки увеличивается — из-за простой человеческой усталости. Если проблему нехватки врачей решать за счет привлечения врачей-резидентов, то здесь тоже таится опасность, поскольку молодые медики зачастую не имеют достаточного опыта.

Глядя на хирурга, держащего в руках скальпель, нам не хочется думать, что этот человек может ошибиться. Из страха стать объектом всеобщего осуждения врачи отрицают свои ошибки и при необходимости держат круговую оборону. Но это не идет во благо ни самим эскулапам, ни их пациентам.

Вместо того, чтобы вынуждать врачей все время все отрицать, общественность могла бы придерживаться следующей позиции: тот, кто не хочет доверять свое здоровье людям, которые тоже могут ошибаться, пусть посоветуют альтернативу.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх