Социальные протесты: последние аккорды или начало долгого пути?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративоне фото
Иллюстративоне фото Фото: Liis Treimann / Postimees

Лидер профсоюза шахтеров и энергетиков, организующего завтрашний большой митинг в Йыхви, в последнее время любит повторять, что социальный протест будет длительным процессом. Социологи, с которыми говорил корреспондент «Инфопресса», тоже считают, что общество ступило на путь изменений. Другое дело – как далеко и долго оно по нему пойдет?

Две тысячи участников заявлены независимым профсоюзом шахтеров и энергетиков на завтрашний митинг в Йыхви. На центральную площадь уезда в 11 часов выйдут горняки, энергетики, химики, представляющие Йыхви, Кохтла-Ярве, Нарву, Силламяэ, Кивиыли, ожидается и руководитель Центрального союза профсоюзов Харри Талига. Митинг задуман как протест против планов правящей коалиции ухудшить положение работников, в частности, через изменение закона о коллективном договоре, а конкретные требования митингующих будут зависеть от последних результатов рассмотрения этого проекта в Рийгикогу, сказал «ИП» в среду лидер профсоюза Владислав Понятовский.

Своеобразную поддержку йыхвиским митингующим выразят члены профсоюза работников «Силмета»: с 10 до 11 часов субботы они выстроятся в пикет вдоль Таллиннского шоссе в Силламяэ, чтобы едущие на акцию со стороны Нарвы увидели, что «и Силламяэ с нами».

Правительство специалистов или досрочные выборы?

По словам Владислава Понятовского, так как терпение в отношении правящей коалиции кончилось да если еще она утвердит изменения в законе, профсоюз намерен «раскачивать» политическую ситуацию в Эстонии, и лучшим выходом стали бы досрочные выборы.

Как считает возглавляющий проект «Русский омбудсмен» Сергей Середенко, референдум по поводу досрочных парламентских выборов вызывает несколько возражений. Например, такой плебисцит вправе назначать сам же Рийгикогу, смены которого протестующие и требуют. К тому же референдум – это дорого, а досрочные выборы могут дать тот же самый расклад политических партий. Вместо этого стоило бы методом народного давления побудить президента дать поручение сформировать правительство не политиков, а специалистов, во главе которого могли бы встать, например, Тийт Вяхи или Райво Варе.

Понятовский признает, что объявить референдум о досрочных выборах не так-то просто, поскольку все здесь в руках вызывающего недовольство парламента. К тому же из-за финансовых трудностей не готовы к предвыборной кампании, буде таковая начнется, и оппозиционные партии. Однако идея о «неполитическом правительстве специалистов» ему представляется нереалистичной: слишком сильна в политической жизни роль партий, и вряд ли Кадриорг пойдет против этого течения.

«Будем нарабатывать опыт, – ответил профлидер на вопрос о том, какую же тактику выберут профсоюзы. – Протест будет длительным, за один день, за месяц или два результатов не достичь».

«Население ощутило силу протеста»

Митинги и забастовки уже заставили правительство предпринять кое-какие шаги – например, пообещать педагогам повышение зарплаты с 2013 года, а возможно, сделают что-то и раньше, – но можно предположить, что протесты все-таки будут продолжаться, считает социолог Андрус Саар. Причина – база, почва для недовольства достаточно широка, и протестующие почувствовали свою силу.

Сейчас качественно новая ситуация, потому что в течение многих лет население Эстонии не ощущало свою силу протеста. Сейчас сознательность работников повысилась.

Революционной ситуации» в Эстонии не видно, но перед правящими силами встает задача создать новую платформу, которая должна быть глубже, чем только повышение кому-то зарплат.

Правительство устало, новых идей у него нет. В нашем обществе уже долго не было дискуссий о том, куда должна двигаться Эстония, что является целями ее развития. В последнее время мы ведем себя, скорее, как бухгалтера: деньги туда, деньги сюда, и чтоб баланс был красивым, – такие глубинные причины для социальных протестов усматривает Саар.

Другой социолог Евгений Голиков тоже считает, что у нас слабы традиции социального диалога. При этом эстонская часть населения более организованна, а русские – в социологическом смысле одиночки, причем в Ида-Вирумаа уровень социальной организации еще ниже, чем в Таллинне, а политическая жизнь в Эстонии не столько выражает общественные интересы, сколько представляет собой некий вид бизнеса, где главное – стать успешным и небедным человеком.

Изменения в обществе безусловно будут, другой вопрос – когда. Нынешняя волна, очевидно, пойдет на спад и к серьезным последствиям не приведет, но люди все-таки будут учиться защищать свои права, полагает Голиков. Катализатором развития событий в Эстонии, по его мнению, могут стать негативные процессы в еврозоне. Пока у правительства, чья праволиберальная политика исчерпывает себя, есть еще возможность маневра, в том числе путем смены каких-то фигур, а вот полностью отказаться от руководящей роли по собственной воле коалиция может только за несколько месяцев до выборов – чтобы на короткое время передать власть оппозиции и потом свалить все грехи на нее.

Комментарии
Copy
Наверх