Фискальное соглашение восстановит доверие финансовых рынков к евро

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Монеты евро.
Монеты евро. Фото: PHILIPPE HUGUEN/AFP

В начале марта руководители правительств двадцати пяти государств-членов Европейского союза подписали договор, согласно которому они берут на себя обязанность поддерживать свои государственные бюджеты в структурном балансе.

По сути, обещание фискального соглашения состоит в том, чтобы в дальнейшем не жить сверх своих способностей. Также оно содержит обязанность откорректировать на основании этого принципа свое поведение задним числом, а также взять его за основу как при ведении каждодневных государственных дел, так и при осуществлении новых политических начинаний и проведении реформ. Правила устанавливались и раньше и обещания раздавались и до этого, но напора кризиса и выборного популизма эти заверения не выдержали. Почему новый договор должен быть более связующим, чем прежние клятвы? Что дает нам основание утверждать, что теперь обещание будет исполняться?

В чем состоит дополнительная ценность соглашения?

По сравнению с прежними договорами основное отличие состоит в том, что на основании соглашения все стороны должны внести требование о балансе бюджета в свой государственный правовой порядок. Соглашение не остается лишь на общегосударственном уровне – его будет необходимо закрепить в регулирующих государственный бюджет базовых актах или других схожих правовых актах, которые трудно изменить и которые являются основанием для составления ежегодного бюджета.

Само соглашение говорит о том, что предпочтительнее было бы предусмотреть принцип баланса в качестве положения в конституции государства. Этот шаг должен увеличить наше чувство защищенности в отношении того, что соглашение выполняется. В отличие от международного права, где следование записанному в конечном итоге является вопросом политического желания государства, внутригосударственный правовой порядок является императивным. В правовом государстве применение буквы закона не зависит от усмотрения власть имущего. Правовой порядок самих государств обеспечивает выполнение и следование обязанностям. Не из-за того, что иначе не прилично, а из-за того, что иначе просто невозможно быть государством-членом Европейского союза.

Наказание правительств

Другой проблемой до настоящего момента была ситуация, когда наблюдение за исполнением правил проводили независимые от правительств учреждения (Европейская комиссия), но решение о наказании нарушивших правила правительств принималось совместно правлениями остальных государств. Порядок, при котором козла пустили в огород, привел к тому, что санкции против нарушения никогда не применялись. Ведь никто не хочет ссориться с соседом в ситуации, где и самому когда-нибудь может понадобиться поддержка наказуемого. Поэтому такой важный принцип солидарности приводит в таком контексте к плохому результату.

Соглашение и предусматривает, что в будущем правительства воздержатся от голосования против применения санкций. Солидарность длится до тех пор, пока правила не нарушены. С принятием соглашения все государства дают обещание, что в дальнейшем не будут просто закрывать глаза на нарушения.

Что изменится в Эстонии?

Все приведенное выше должно быть для нас хорошей новостью. Начиная с восстановления независимости Эстония, по сути, всегда действовала принципу, что жизнь за счет своих детей и внуков не может длится вечно. В результате этого на сегодняшний день Эстония является государством с наименьшим государственным долгом в Европейском союзе.

В то же время этот принцип не нашел постоянного применения в большинстве других государств-членов, в т.ч. в нашем непосредственном окружении. В ситуации, где экономика и более широкий быт государств Европейского союза настолько тесно связаны, судьба жителей Эстонии и надежность нашего инвестиционного климата не зависит лишь от наших поступков. Вместе с тем крайне важно и поэтому в наших интересах, чтобы и все остальные организовали свою жизнь на основании этих принципов.

Что изменится в ЕС?

Европейский союз в целом и еврозона в частности только выиграют от соглашения. Оно является шагом в сторону того, чтобы восстановить доверие финансовых рынков к евро как к валютной системе. Это должно внушить уверенность в том, что еврозона в краткосрочной и в долгосрочной перспективе не превратится в удобный клуб, где неверный выбор одного государства будет оплачиваться деньгами налогоплательщиков другого. В то же время одно соглашение не может быть волшебной палочкой, которая избавит от кризиса и тотчас сметет все те упущения, которые привели к его возникновению.

У кризис нет одной явной причины, поэтому его нельзя предотвратить одним единственным действием. Фиксальное соглашение – это один кирпич фундамента, а не сам фундамент. Хотя при помощи этого соглашения мы способствуем тому, чтобы предотвратить похожие кризисы в будущем, и таким образом увеличить продолжительность жизни и доверие к еврозоне как к системе, укрепление основы установлением этого камня еще не пришло к завершению.

Для эффективной деятельности Европейскому союзу необходима сильная еврозона, а этот кризис показал, что сотрудничество по предупреждению кризисов между государствами-членами гораздо слабее, чем эффект домино, при котором экономические или кредитные трудностей проникают через государственные границы. Нашим ответом не может быть восстановление границ между государствами-членами. Это было не только шагом назад, но и очевидным упадком. Ответом может быть только более тесное сотрудничество, которое усилило бы единство Европы, конкурентоспособность и международное влияние. Тесное сотрудничество вдохновило бы все государства-члены, в том числе и Эстонию, самим руководить своей судьбой, а не идти на поводу очевидных тенденций.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх