Результаты внутреннего контроля в полиции остаются под вопросом

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: график: Алари Палуотс

Правопорядок. Можно ли верить тому, что среди полицейских не совершается
ни одного серьезного преступления?  Или просто плохо работает внутренний контроль полиции?

Среди 20 преступлений, о которых в прошлом году сообщило прокуратуре бюро внутреннего контроля Департамента полиции и погранохраны, серьезных нарушений закона не было.

«Полиция не занимается расследованием преступлений в собственных рядах», — с таким заголовком вышла одна из недавних статей в New York Times, где говорилось о том, что для расследования преступлений в полиции Нью-Йорка создано независимое подразделение.

20 криминальных дел в прокуратуре
Результаты этой работы просто ошеломительные: за короткий срок были выявлены полицейские, принимавшие участие в вооруженных ограблениях; чиновники, воровавшие деньги; подделка доказательств вины и т.д. 

За последние месяцы в Эстонии стало известно, что в Полиции безопасности, до сей поры незапятнанной, действовали два предполагаемых преступника.

С учетом того, что организация полиции и погранохраны в несколько раз больше, а серьезных преступлений за последнее время там не выявлялось, неизбежно возникает вопрос, нужно ли Эстонии такое же независимое подразделение, как и в Нью-Йорке.

Несколько лет назад в Эстонии произошел случай, когда лицо, арестованное по подозрению в тяжком преступлении против личности, позднее утверждало, что в ходе проведения обыска из его дома пропали тысячи евро наличными. Якобы зарубежная страховая компания выплатила этому человеку деньги, однако в Эстонии дело по данному инциденту до судебного разбирательства так и не дошло.

Postimees брал интервью у ведущих сотрудников бюро внутреннего контроля Департамента полиции и погранохраны относительно результатов работы еще около полугода назад. Одним из интервьюируемых был тогдашний руководитель бюро Меэлис Таниель, который месяцем позже сам был вынужден уйти с должности, так как был замешан в уголовном деле следователя КаПо по борьбе с коррупцией Индрека Пыдера.

Уже тогда возник вопрос, почему же по результатам внутреннего контроля не выявлено ни одного серьезного криминала. Наивно полагать, будто в эстонской полиции таких случаев нет. Такие случаи, когда в дорожной полиции несколько лет назад давались взятки через доверенных лиц, в Пярнуском арестантском доме систематически избивали задержанных или сообщения о преступлениях бывших руководителей Лыунаской префектуры, поначалу шокировали общественность.

Теперь, когда результаты прошлогодней работы внутреннего контроля были представлены руководству объединенного департамента, в списке преступлений по-прежне­му нет серьезных нарушений. Самым громким достижением внутреннего контроля остается случай примерно двухгодичной давности, который до сих пор еще решается в суде.

Речь идет о бывшем опытном следователе тартуской полиции Вийвике Кууск. Ее обвиняют в разглашении информации и в том, что она научила своего старого знакомого, ветерана подпольного криминального мира 90-х годов Роберта Похлака, как можно избежать задержания. Сами сотрудники бюро считают это дело крупнейшей трудовой победой за последнее время.

Выяснилось, что в прошлом году бюро внутреннего контроля полиции направило в прокуратуру 20 дел о расследовании преступлений, из них только в 12 случаях речь идет о чиновниках полиции.

Среди них есть такие случаи, в которых прокуратура сомневается, стоит ли вообще направлять дело в суд. Так, например, Ляэнеская окружная прокуратура в апреле прошлого года прекратила уголовное дело о мошенничестве одного из полицейских.

Перегружены бумажной работой
Как пояснили Postimees в бюро внутреннего контроля, многие дела нельзя классифицировать как преступления, например, если чиновник положил в магазине в карман резинку для волос и «забыл» за нее заплатить.

Помимо прочего, сотрудникам внутреннего контроля (которых максимально насчитывается два десятка) приходится выполнять проверку тех лиц, которые желают, например, приступить к учебе в Академии внутренней безопасности или прийти работать в полицию. В прошлом году подобных проверок было проведено на 2541 человека. Несоответствие должности полицейского установлено в 354 случаях.

С учетом большого объема бумажной работы не стоит удивляться, что за последнее время бюро не может выявлять серьезные нарушения.

В этом смысле исключением стала новость минувшей недели, когда стало известно, что после продолжительного наблюдения в Тарту был задержан полицейский дорожной полиции, который подозревается в том, что за деньги сообщал, где и когда полиция организует рейды по взвешиванию грузовиков.

Преступления полицейских
В прошлом году в прокуратуру было направлено
12 уголовных дел, связанных с полицейскими.
• Предоставление фиктивного заявления. Производство начато в октябре 2010 года, в прокуратуру направлено в январе 2011 года. Чиновник в полиции больше не работает.
• Излишнее применение силы на посту полицейского. Производство начато в декабре 2010 года, в прокуратуру направлено в апреле 2011 года. Чиновник в полиции больше не работает.
• Мошенничество, совершенное со стороны официального лица. Производство начато в январе 2011 года, в прокуратуру направлено в мае того же года. Чиновник в полиции больше не работает.
• Обнародование данных, связанных со служебной деятельностью. Производство начато в марте 2011 года, в прокуратуру направлено в ноябре того же года. Чиновник по-прежнему работает в полиции.
• Излишнее применение силы на посту полицейского. Производство начато в марте 2011 года, в прокуратуру направлено в апреле. Чиновник по-прежнему работает в полиции.
• Участие в драке. Производство начато в апреле 2011 года, в прокуратуру направлено в июле. Чиновник по-прежнему работает в полиции.
• Посредничество при взятке. Производство начато в июне 2011 года, в прокуратуру направлено в августе. Чиновник в полиции больше не работает.
• Излишнее применение силы на посту полицейского. Производство начато в июне 2011 года, в прокуратуру направлено в июле. Чиновник работает в полиции.
• Полицейский стал причиной дорожно-транспортного происшествия. Прямой наезд на пешехода. Производство начато в июне 2011 года, в прокуратуру направлено в ноябре. Чиновник в полиции не работает.
• Обнародование данных, связанных со служебной деятельностью. Производство начато в сентябре 2011 года, в прокуратуру направлено в ноябре. Чиновник по-прежнему работает в полиции.
ИСТОЧНИК: ПОЛИЦИЯ

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх