Банк Эстонии не хочет отдавать прибыль в госказну

Андрус Карнау
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Министр финансов Юрген Лиги не согласен с нежеланием Банка Эстонии поделиться прибылью с госказной.
Министр финансов Юрген Лиги не согласен с нежеланием Банка Эстонии поделиться прибылью с госказной. Фото: Пеэтер Ланговитс

Разногласие. Для снижения рисков центробанк желает нарастить свой капитал до уровня свыше миллиарда евро, Министерство финансов этого не разделяет.


Банк Эстонии намерен всю заработанную в прошлом году прибыль поместить в резерв и не хочет делиться с государственной казной. По словам члена совета центробанка Калева Калло и министра финансов Юргена Лиги, речь идет о 5,5 миллиона евро.

Как сказал вице-президент Банка Эстонии Юло Каазик, центробанк намерен увеличить капитал на один миллиард евро. Данные о размере полученной в прошлом году прибыли Банк Эстонии пока не оглашает, но если умножить 5,5 миллиона на четыре, то можно предположить, что в прошлом году центробанк заработал 22 миллиона евро.

Совет Банка Эстонии обсудил распределение прибыли во вторник, однако решение не было принято. Председатель совета центробанка Яан Мянник сообщил, что от правления банка поступило предложение направить всю прибыль, полученную в прошлом году, в резерв и не делить ее с госказной.

Ответственность на налогоплательщиках
Вопрос о распределении прибыли совет банка решит в апреле, уточнил Мянник, воздержавшись от ответа на вопрос, поддерживает ли он предложение правления.

Другие члены совета Банка Эстонии, которым был задан аналогичный вопрос, не были готовы высказать свое мнение по поводу распределения прибыли. Прежде четвертую часть своей прибыли Банк Эстонии перечислял в государственный стабилизационный резерв.

Член совета Банка Эстонии Тынис Пальтс (IRL) сказал, что пока не определился в вопросе отчисления прибыли. «С одной стороны, Банку Эстонии нужны дополнительные резервы, это увеличит его стабильность, — сказал он. — С другой стороны, отчисление в государственный фонд увеличит финансовую стабильность государства. И хотя сумма небольшая, государству она понадобится».

На состоявшемся во вторник собрании совета присутствовал и министр финансов Юрген Лиги, который имеет право высказывать на собрании свое мнение, но не имеет права голоса. Министерство финансов, по словам Лиги, рассчитывает на то, что Банк Эстонии ежегодно отчисляет часть своей прибыли в госказну.

Как сказал Лиги Postimees, в конечном итоге за риски центробанка ответственность несет правительство, т.е. налогоплательщики, и потому непонятно заявление, что центробанк самостоятельно взял большой риск. По словам Лиги, ему непонятно желание центробанка нарастить капитал до уровня, сравнимого с уровнем центробанков государств — давних членов еврозоны.

Однако, по мнению вице-президент Банка Эстонии Юло Каазика, капитал банка необходимо наращивать, о чем он и сказал Postimees. Если в 2010 году центробанк понес убытки, то 2011 год, по словам Каазика, сложился удачно. «Вхождение в еврозону принесло ощутимый дополнительный доход», — сказал он.

В то же время Европейский центробанк, предоставив кредиты коммерческим банкам и скупив облигации, значительно облегчил долговой кризис Европы. Как сказал Каазик, крупные кредиты и покупка облигаций заметно увеличили риски Банка Эстонии.

Европейский центробанк выкупил облигации на сумму 220 миллиардов евро и предоставил коммерческим банкам кредиты почти на триллион евро. Банк Эстонии гарантирует эти расходы соответственно доли капитала 0,26 процентами.

Поскольку собственный капитал Банка Эстонии составляет 374 миллиона евро, а доля в кредитах и покупке облигаций равна почти 3,5 миллиарда евро, то правление центробанка считает, что собственного капитала слишком мало.

Отношение собственного капитала к доли финансово-политических кредитов и покупке облигаций у Эстонии составляет 11 процентов, в то время как средний показатель в Европе равен 40 процентам. Как отметил Каазик, центробанки Финляндии и Германии в покрытие возможных убытков кредитной программы сформировали провизии.

Центробанк берет очень большие риски
По словам Каазика, собственный капитал необходимо увеличить примерно в три с половиной раза. Для этого есть два пути: попросить деньги у государства или увеличить за счет прибыли центробанка.

Как отметил Каазик, договоренность о том, что четвертая часть прибыли ежегодно перечисляется в госказну, действовала до вхождения в еврозону. По его словам, совету центробанка предстоит определить новые принципы распределения прибыли.

По словам Каазика, на то, чтобы довести собственный капитал до желаемого уровня, потребуются десятилетия. Он повторил, что центробанк, предоставляя незапланированные кредиты и скупая облигации, берет очень большие риски.

«Маловероятно, что удастся реализовать все риски, но чем больше объем выданных Европейским центробанком кредитов и купленных облигаций, тем выше вероятность того, что часть из них могут оказаться убыточными», — сказал Каазик.

КОММЕНТАРИЙ

Юрген Лиги,
министр финансов

И Министерство финансов, и Банк Эстонии едины во мнении, что нужны резервы и стабильность, но у нас разный подход в силу разной ответственности и возможностей.

Центробанки — и Банк Эстонии не является исключением — зарабатывают деньги, осуществляя их эмиссию. Действительно, выполнению задач центробанка сопутствуют риски, для снижения которых нужны резервы, но и правительство должно снижать риски и накапливать резервы.

Когда случаются кризисы, то в конечном итоге правительство, т.е. на самом деле налогоплательщики несут ответственность не только за бюджет, но и за риски и капитал коммерческих банков и центробанка.

Европейские механизмы стабильности требуют также вклада правительства (налогоплательщиков), и во многом предназначены для капитализации банков. При этом правительству неизмеримо сложнее, чем центробанку, получать доход, его необходимо собирать в виде налогов и в самых тяжелых ситуациях.

По закону Банк Эстонии перечисляет в свой резерв не менее 25 процентов прибыли, и по неофициальному соглашению другие 25 процентов прибыли он перечисляет налогоплательщикам. Эти средства правительство помещает на случай рисков в стабилизационный резерв. Таких рисков в последнее время было немало, и этот резерв использовался.

Если теперь Банк Эстонии говорит о новых рисках и о том, что он (будучи самым молодым банком еврозоны!) хочет сравняться по уровню капитала со старыми банками, то это довольно абстрактное желание, на достижение которого неизвестно сколько уйдет десятилетий.

5,5 миллиона евро — сумма, о которой идет речь, для центробанка и на фоне этих десятилетий столь незначительна, что я уверен: предложение о распределении прибыли просто еще не продумано.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх