Расходы столицы. За семь лет расходы Таллинна на СМИ и PR-деятельность увеличились в десять раз.
Таллинн тратит на СМИ миллионы
В Таллинне не менее 75 человек работают в городских СМИ, организуют работу пресс-службы и поддерживают связи с общественностью. На нужды СМИ и «паблик рилейшнз» тратится по меньшей мере четыре миллиона евро в год. «По меньшей мере» потому, что это расходы, которые можно увидеть и проследить.
На самом деле картина выглядит сложнее. Например, эти четыре миллиона не включают расходы на заработную плату сотрудников пресс-службы «Раэпресс», редакций газет «Pealinn» и «Столица», тех, кто обеспечивает связь с общественностью, работает в информационных отделах и соответствующих отделах управ частей города.
Расходы на их зарплату проходят по бюджетной строке «служба персонала», но их размер не оглашается. Правда, 4 миллиона евро включают расходы на Таллиннское телевидение (2,4 миллиона), издание газет «Pealinn» и «Столица» (всего 579 000 евро, но, как уже было сказано, расходы на зарплату идут отдельно), закупку теле- и радиопередач у ПБК и радио Kuku (643 334 евро).
В тоже время многие расходы и деятельность, которую можно толковать как связи с общественностью или работа в СМИ, проходят по другим строкам бюджета города, частей города и городских департаментов. Кое-что из них можно узнать.
Например, в бюджете службы по связям с общественностью около 50 000 крон предусмотрено на рекламу. Или другой пример: Департамент окружающей среды на публикацию в СМИ информации, касающейся месячника благоустройства, получил около 14 000 евро.
На проведение опроса по поводу бесплатного общественного транспорта из резервного фонда горуправы было выделено 259 000 евро, эта сумма не включала только расходы на СМИ.
Тот факт, что кое-что Таллинн получает бесплатно, только запутывает картину.
Например, развешанные сейчас по городу плакаты «Registreeru tallinlaseks» — «Зарегистрируйся таллинцем» — подарок рекламной фирмы Clear Channel Таллинну.
По словам директора пресс-службы Таллиннской городской канцелярии Айна Саарна, фирма Clear Channel сама выступила с инициативой, сделав предложение городу как давнему партнеру.
Таким образом, расходы на столичные СМИ и связи с общественностью составляют как минимум 4 миллиона евро в год, но скорее всего они на один-два миллиона больше. Как сказал Саарна, если прежде расходы пытались подсчитывать, то сейчас он затрудняется ответить на вопрос, какой может быть сумма в целом.
Непрозрачный бюджет
Приведенные выше цифры не дают ответа на вопрос, не слишком ли много расходует Таллинн на СМИ и PR-деятельность. Таллинн — большой город, и ему, как любой другой организации, нужна своя информационная и пресс-служба, чтобы общаться с общественностью и информировать горожан.
Очевидно, что сейчас расходы на СМИ и «паблик рилейшнз» рекордно высоки, и в бюджете города, пожалуй, не найти такой строчки, цифра в которой росла бы столь быстро в годы экономического кризиса.
Некоммерческая организация «Kodaniku hääl» («Голос гражданина») выступающая с призывом «Raha lastele» («Деньги — детям»), любит приводить сравнение: в прошлом году медиарасходы города в 26 раз превысили инвестиции в детские сады, причем расходы на СМИ постоянно увеличивались, а инвестиции в детсады уменьшались.
В Таллинне лишь однажды была предпринята попытка существенно урезать расходы на городские СМИ. Это было в 2004 и 2005 году, когда мэром города был Тынис Пальтс.
Сложно подсчитать, сколько тогда было потрачено, поскольку городской бюджет и в те годы был не очень прозрачным, а после того, как Пальтс оставил пост мэра, были приняты дополнительные бюджеты. Тогда медиарасходы составляли около 400 000 евро в год, то есть за эти годы они выросли не менее чем в десять раз.
Парадоксально, но нынешний директор пресс-службы мэрии Айн Саарна на самом деле является человеком Пальтса.
Двадцать лет проработавший на радио и возглавивший Eesti Raadio Саарна был призван Пальтсом на место Алакюла именно для урезания и деполитизации городских СМИ. Кое-что удалось сделать, например, было временно приостановлено издание городских газет, но издания частей города сохранились.
Пальтс утверждает, что противодействие урезанию городских СМИ исходило от Партии реформ, а не центристов. «Центристская партия хотела иметь коалицию и ради этого была согласна на все», — вспоминает Пальтс.
В летаргическом сне
Само по себе это очень типично. Да, Центристскую партию можно упрекать в использовании городских СМИ в качестве средства пропаганды, но и все остальные, в том числе реформисты и социал-демократы, всегда, когда приходили к власти в Таллинне, вели себя аналогичным образом. Налицо очевидное лицемерие.
В качестве свежего примера можно привести инициативу социал-демократов по созданию Таллиннского совета по СМИ с целью достижения политического равновесия в городских СМИ.
Совет действительно собрался, Алана Алакюла выбрали его руководителем, провели одно исследование стоимостью 90 000 крон, которое показало, что Центристскую партию притесняют, но после этого последние два года совет находится в состоянии летаргического сна.
Как же осуществлялась деполитизация таллиннских городских СМИ? «Одно дело — коалиционное правительство, другое дело — когда одна партия образует горуправу, причем уже два срока подряд», — осторожно отвечает Саарна.
И хотя Палтс называет происходящее сейчас в Таллинне «прямым воровством», по его словам, Саарна остается корректным чиновником, который просто выполняет принятые выше политические решения. Примерно так дело и обстоит.
Из разговора с Саарна становится понятно, что он официально придерживается позиции чиновника, не дает комментариев по поводу политики, в партию не вступил, следит за делом, скорее, с профессиональной точки зрения. Например, в отношении газет частей города его интересует, как сделать их «более журналистскими».
В этом плане он выделяет «Nõmme Sõnumid», характеризуя издания некоторых других частей города, как подобие кирпичных стен.