Открываем заново мир мастера ксилографии и книжной графики

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вера Станишевская демонстрирует работу своего мужа, известного таллиннского графика и иллюстратора Влада Станишевского «Равноденствие», которая будет представлена на выставке, приуроченной к его 65-летию.
Вера Станишевская демонстрирует работу своего мужа, известного таллиннского графика и иллюстратора Влада Станишевского «Равноденствие», которая будет представлена на выставке, приуроченной к его 65-летию. Фото: Пеэтер Ланговитс

Выставка. «Известный неизвестный Влад» посвящается светлой памяти  таллиннского художника-графика Владислава Станишевского.

Художников, владеющих техникой, в которой работал Владислав Станишевский, в мире осталось даже не десятки, а единицы, и вряд ли когда-либо их станет больше.

Речь идет о гравюре на дереве, ксилографии — тончайшей, изысканной и самой древней технике в графике.

Однако Станишевский прославился не только этим редким мастерством — его работы, в какой бы технике они не были сделаны, отличаются филигранностью, умом, глубиной.
Открывающаяся ретроспективная выставка выдающегося графика и иллюстратора посвящена его 65-му дню рождения, до которого он не дожил совсем немного.

Выставку устраивает вдова известного художника, его коллега, Вера Станишевская. Дается ей это непросто, лишь после настойчивых уговоров галеристки Ольги Любаскиной, взявшей на себя труд организации выставки и очень высоко ценившей Владислава не только как творца, но и как человека, она согласилась попробовать отобрать работы для вернисажа.

«Времени прошло совсем мало. Открывать папки, доставать его работы — невыносимо трудно. Но мы подумали, ведь Влад наверняка бы сам хотел устроить отчетную выставку к своему юбилею, и решили делать ее так, как он бы ее делал, включая его последние работы», — говорит она.

Вера и сейчас не представляет, сколько именно работ оставил ее муж, его стол стоит нетронутым с 6 августа прошлого года, когда он внезапно ушел из жизни.

Возвращение пропавших работ
Всего за два дня до трагичес­кого события он давал интервью для документального фильма Геннадия и Елены Мелешко, который они снимали о семье Станишевских, показывал свою последнюю работу, филигранную «Карту мира», которая занимала его последние полтора года жизни.

Концепция фильма с уходом Влада изменилась, картина стала называться «Влад Станишевский: незаконченный разговор». Основная идея готовящейся выставки теперь тоже поменялась, она стала называться «Известный неизвестный Влад», поскольку, как рассказала вдова художника, с ней самой произошла удивительная мистическая история.

«Мне приснился сон, как я сижу дома, и в дверной проем входит муж. Я в волнении и восторге говорю ему: «Ой, Владик, ты вернулся!» И просыпаюсь», — делится воспоминаниями Вера. И через несколько дней он действительно вернулся… в виде десяти работ, считавшихся пропавшими.

 «Все, вообще все до последней его ранней работы, мы десятки лет считали утраченными. Влад и я жили в общежитиях и съемных квартирах, хранить их было негде, и с переездами работ просто не стало», — рассказала Вера.

Однажды художница искала свой старый рисунок и очень долго не могла его найти, перебрав, кажется, все папки, которые только были в доме.

И случайным образом, среди ее старых, давно забытых студенческих набросков, из папки, хранящейся в самом дальнем углу антресоли, выпал большой старый коричневый конверт с теми самыми работами, станковыми листами, офортами, которые он когда-то, еще в 1973 году, когда еще только ухаживал за будущей женой, подарил ей.

Дело в том, что домашний архив работ Влада Станишевские стали собирать только с его дипломной работы — иллюстрации к сборнику сонетов Петрарки, которые и принесли ему первую славу как художнику. И все, что было до этого, давным-давно считалось исчезнувшим.

«Сегодня я смотрю на эти найденные работы и поражаюсь, насколько цельным, глубоким художником он был еще в молодости, как рано сложился его почерк, как уже в то время были определены темы, которые его занимали: темы реквиема, апокалипсиса, начала и конца жизни. Теперь будет возможность показать публике совершенно неизвестные его работы, то, что вряд ли кто-то видел», — поделилась вдова.

Конечно, каталогизацией и описью всего наследия художника надо будет заниматься отдельно, и это придется делать Вере: она — единственная, кто знает, что он делал и в какой последовательности.

Мечта Веры — устроить широкую обзорную выставку работ Владислава Станишевского, где можно будет представить все стили, в которых работал ее муж, от экслибрисов до больших форм; выпустить альбом хорошего качества с его работами и фотографиями.

Например, в музее Kumu такая выставка была бы возможна. «Я не знаю, есть ли такое место в мире, где бы не было работ Влада. Очень много находится в России, в музеях, связанных с литературой, в Государственном музее А.С. Пушкина, в Ясной Поляне, огромное количество его работ находится в частных коллекциях», — добавила она.

Делал иллюстрации для книг
А на самом деле в каждой приличной и читающей семье, проживающей в Эстонии, наверняка есть работы Владислава Станишевского, хотя бы в виде иллюстраций: ведь он работал иллюстратором в отделе переводной литературы в Eesti Raamat. Сам Станишевский читал очень много, и часто — вслух.

Начиная работу над иллюстрацией для какой-нибудь  книги, он собирал всю сопроводительную литературу, а их  дом заполнялся материалами обо всем, что могло быть связано с тем временем, когда, например, жил Пушкин, Гете или другой писатель, чьи произведения художник собирался иллюстрировать.

«Книги Влада печатались не просто полиграфическим способом, они ценны тем, что по сути его работы являются оригиналами, оттисками с оригинальной доски. Гравирование на дереве — техника исключительно редкая. Кропотливая, хирургически точная, физически сложная», — рассказала художница.

«Влад — художник не для всех. Для того, чтобы понять графику, нужна некоторая подготовка в восприятии изобразительного искусства.

Работы Влада наполнены образами, символами, он же сам был интеллектуалом, и работы его адресованы такой же публике, как и он, умеющей вникать. Нужно время, чтобы погрузиться в его огромный мир, остановиться, посмотреть, и если внимательно наблюдать, то все, в итоге, окажется понятным», — отметила Вера.

Выставка

«Известный неизвестный Влад»
Приурочена к 65-летию графика, иллюстратора книг, автора экслибрисов, члена Союза художников Эстонии и Объединения русских художников Эстонии, лауреата международных выставок искусства книги и экслибриса Влада Станишевского
На выставке будет представлено около 50 графических работ Станишевского, многие из которых будут показаны  впервые
Baltic Hotel Wana-Viru (ул. Виру, 11)Галерея SED ARTE
С 11 мая до конца июня

Комментарии
Copy
Наверх