День победы – день памяти

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Копытин
Игорь Копытин Фото: SCANPIX

Дату 9 мая эстонская и русская общины традиционно воспринимают по-разному. Одни связывают 9 мая с советской оккупацией, для других это День победы. Подобное расхождение оценок наблюдается и в ряде других стран — Латвии, Литве, Польше, Чехии, Венгрии. Оценка прошлого становится водоразделом, хотя это и не меняет сути произошедшего, пишет докторант ТлУ, историк Игорь Копытин.

Как известно, историю всегда писали победители, что накладывает на анализ прошлого печать субъективности. В Советском Союзе события Второй мировой войны исказили до неузнаваемости.

Легенды и ложь затмили реальность, а неимоверной мощи машина советской пропаганды десятилетиями промывала наши мозги, создав выгодный режиму взгляд на события той войны. К сожалению, методы советской пропаганды взяла на вооружение и нынешняя государственная власть в Российской Федерации.

И все же, что означало завершение Второй мировой войны для Эстонии — освобождение или оккупацию? Можно ли назвать освобождением ситуацию, когда чужая армия входит в страну, изгоняет других чужаков, но сама при этом остается?

Причем вскоре этой стране навязывается чужой режим. Так было не только в странах  Балтии, но и во всей Восточной Европе, причем архивные документы, касающиеся правонарушений и откровенных преступ­лений красноармейцев в Европе, остаются в России до сих пор засекреченными, поскольку они, в числе многих других, если использовать выражение Дмитрия Медведева, «могут нанести урон репутации России». Значит, есть что скрывать от всего мира.

Тем не менее, победа над нацизмом в Европе является важнейшим событием истории ХХ века, изменившим мир. Причем 9 мая как День победы отмечается лишь в России, тогда как во всей Европе днем окончания войны считается 8 мая. Откуда такое расхождение?

7 мая 1945 года в Реймсе немецкий генерал Альфред Йодль подписал акт о капитуляции Германии. В подписании акта приняли участие представитель командования союзников генерал Беделл Смит, а с советской стороны — генерал-майор Иван Суслопаров.

За несогласованные с Моск­вой действия Суслопаров получил от Сталина «нагоняй». Советский диктатор потребовал пов­торного подписания акта о капитуляции, которую должен был принять маршал Георгий Жуков.

Поэтому когда во многих городах Европы уже 8 мая прошли широкомасштабные торжества, в Карлсхорсте состоялось повторное подписание акта о капитуляции. Действие акта вступило в силу 9 мая в 00    43 по московскому времени, когда в Европе еще было 8 мая.

Таким образом, день окончания войны в СССР стали отмечать на день позже, чем в других странах антигитлеровской коалиции. Тогда это было в порядке вещей, поскольку было связано не только с самолюбием Сталина, но и с традиционной установкой советского руководства но то, чтобы советская страна во всем отличалась бы от остального мира.

Вторая мировая война была самой кровопролитной войной в истории. И погибшие на ней стали заложниками современных политических игрищ. Память жертв Второй мировой войны опошлена политической клоунадой экстремистов, искусно прикрывающихся могильными памятниками и табличками и манипулирующих эмоциями простых людей.

Если говорить о роли народов СССР в победе над нацистской Германией, то она была огромна. Победить мощь германского оружия смогли именно за счет чудовищных людских потерь.

Ни для кого уже не секрет, что в Красной армии человеческая жизнь не стоила нисколько, благо людей в России всегда было много. Гораздо важнее были сохранность техники, успешное решение тактических и стратегических задач, а люди измерялись понятием «живая сила».

Людские потери СССР во Второй мировой войне, по разным оценкам, составили от 27 до 44 миллионов человек. Оправданы ли столь большие потери и чем обусловлена такая разница в статис­тике?

Статистика людских потерь советского народа во Второй мировой войне постоянно росла, причем цифры представлялись с разницей примерно в десятки миллионов.

Если Сталин говорил о 7 миллионах человеческих жизней, то Хрущев — уже о 20 миллионах. Итоговая цифра была обнародована опять же в округленном виде — почти 27 миллионов человек — на заседании Верховного Совета СССР в мае 1990 года.

По мнению некоторых историков, цифра в 27 миллионов занижена. Так, американский исследователь Майкл Хайнес посчитал, что общая убыль населения с июня 1941 года по июнь 1945-го составила 42,7 миллиона человек.

Эта статистика говорит прежде всего о том, что в Советском Союзе с человеческими жертвами никогда не считались, следовательно, потери оправдывались достижением цели.

42,7 миллиона погибших есть апофеоз бесчеловечной политики сталинского режима и варварского способа ведения войны ценой жизней своих собственных солдат. Сталин и советское командование — антипод полководца Александра Суворова: воевать числом, а не уменьем.

В 2004 году Генеральная Ассамб­лея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, по которой всем странам-членам организации было предложено отмечать оба дня — 8 и 9 мая как дни памяти всех жертв Второй мировой войны. Причем жертвами войны являются все погибшие независимо от цвета мундира, независимо от того, были ли они солдатами или гражданскими лицами.

Примечательно, что оба дня, также в соответствии с резолюцией ООН, считаются днями примирения. Эстонская Республика поддерживает трактовку тех событий именно с гуманистических позиций и чтит память всех павших в той чудовищной войне.

Эстония поддержала резолюцию ООН к 60-й годовщине окончания войны в Европе. В нашей стране ежегодно отмечают эти даты как дань памяти погибшим на войне и жертвам репрессий.
И в этом году представители правительства Эстонии будут возлагать венки к мемориалу советским воинам на Маарьямяэ, к военному мемориалу немецким солдатам, к памятнику погибшим в оборонительных боях 1944 года и к памятнику жертвам нацизма на еврейском кладбище Рахумяэ.

Также военные капелланы Эстонской армии от имени правительства Эстонии возложат венки к подножию памятника советским солдатам на Военном кладбище в Таллинне.

Таким образом, дни 8 и 9 мая должны стать символом не вражды, а именно примирения между всеми жителями Эстонии независимо от национальности, вероисповедания или политических взглядов.

Скорбь по всем павшим в той жестокой войне объединяет всех нас воедино, потому что мы не хотим повторения несправедливости и насилия. И это должно стать одним из моральных принципов построения гражданского общества Эстонии.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх