Супруги Гранат: жизнь, похожая то ли на цирк, то ли на чудо

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ветераны Великой Отечественной войны Вера Георгиевна и Аркадий Иосифович Гранат пережили все тяготы войны,      они поженились в военное время и прошли всю жизнь рука об руку.
Ветераны Великой Отечественной войны Вера Георгиевна и Аркадий Иосифович Гранат пережили все тяготы войны, они поженились в военное время и прошли всю жизнь рука об руку. Фото: Ксения Репсон

День победы. 9 Мая, в 67-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне    1941-1945 годов, ветераны нашей страны вспоминают нелегкие годы своей юности.

Разница в возрасте между супругами Верой Георгиевной и Аркадием Иосифовичем Гранат — всего 10 месяцев. Оба они 1921 года рождения, оба — медики, в браке состоят 68 лет. Как говорит Вера Георгиевна, жизнь их похожа то ли на цирк, то ли на чудо.

У них дома, где они живут всю жизнь с тех пор, как приехали в Эстонию в 1960-х, есть семейное дерево с фотографиями, и довольно ветвистое. У Веры Георгиевны и Аркадия Иосифовича три дочери, все они выучились на химиков; есть четверо внуков и трое правнуков.

Познакомились они совершенно случайно в институте, в Саратове, где изучали военную медицину. «Мы ходили в театр, у меня оказался лишний билетик, и я дала его незнакомому человеку в шинели. Это оказался он.

Позднее Аркадий прислал мне письмо и сделал предложение. Как только приехал, мы сразу же пошли регистрироваться, а нас спрашивают: «Кто у вас умер?» Год-то был 1944-й! Оказывается, в то время ни у кого и мысли не было жениться», — рассказывает Вера Георгиевна.

 «Все по-чудному у нас выходило. И сегодня я думаю, как жизнь нас спасла, — продолжает она. — Детей трое, всех вырастили и выучили, четверо внуков, трое правнуков, боюсь, не забыть бы кого — ведь десять человек».

Учился на военврача
Вера Георгиевна ходит не очень хорошо, вернее, почти совсем не ходит, поэтому майские ветеранские мероприятия посещает ее муж, Аркадий Иосифович, который считает День победы одним из самых главных праздников. И на Военное кладбище он пойдет, и в посольство России; на днях получил за оборону Ленинграда симпатичную сувенирную чашку.

Не забывают стариков.
«Я с родителями бежал из родного Минска до самого Самарканда, поступил в мед­институт, всего два месяца там поучился и меня перевели на Саратовский медфакультет, где учили военной медицине. На войну я пошел в феврале 1943 года, и прослужил до самого конца.

В Москве на распределении попал в Люберцы в воздушно-десантную дивизию — мы защищали Ленинград. Тогда остатки учебного батальона пошли спасать дивизию, которая сама попала в окружение. Закончилась Сталинградская битва — подоспели танки и дивизию спасли», — рассказывает Аркадий Иосифович о первых неделях службы.

Затем молодому врачу доверили формирование медицинской службы. Последовало новое назначение — в танковую бригаду в Свердловск, но в итоге Аркадий попал в штаб дальней авиации, с которым и довел войну до победы. Его 21-й бомбардировочный полк дошел до Махачкалы, наносил удары по Северному Кавказу, Донбассу, побережью Черного моря — там, где были немцы.

 Задачей дальней авиации было облегчить работу пехоте, и цели у нее были серьезные — крупные города, заводы, железнодорожные узлы, порты. Дальняя авиация работала в основном ночью, противодействуя и перехватывая бомбардировщики, поэтому Аркадий Гранат войну закончил в Польше, поскольку самолеты летали уже на Берлин. «Наша цель была не ближе 200-300 км», — отмечает он.

Оказавшись в станице Новоалександровская, старший врач полка Гранат понял, что не хочет оставаться белой вороной, поскольку все руководство уже летало: и замполит, и начальник штаба.

«Как авиационный врач я понимал, насколько важно знать психологию летчика на боевом вылете. Нужно понять его самочувствие, настроение в полете. Я отвечал за состояние здоровья 30 экипажей, в каждом из которых было по четыре человека.

И я полетел стрелком с одним экипажем, где командиром был Шустер, хороший летчик», — вспоминает он. Несколько дней спустя, этот экипаж разбился, и до сих пор неизвестно где.

«А я училась в Саратове, хорошо училась, мечтала работать на кафедре инфекционных заболеваний, — вступает в разговор Вера Георгиевна. — Но Сталинград потребовал гос­питалей, поэтому и меня, и всех, кто учился, забрали в госпитали. Я занималась военно-полевой хирургией. В 22 года мне доверили отвечать за раненых, двести коек».

«За все время, что я там работала, у меня погибли два человека. И я, конечно, считала себя виноватой. В одном случае мы лечили сепсис жидким пенициллином, которого не было в Союзе, нам его присылали.

Я страшно переживала, я думала, что пенициллин определенно поможет при сепсисе. Но нам дали такое количество, что не хватило даже для спасения учителя Меджидова», — рассказывает Вера Георгиевна, которая спустя уже несколько десятков лет никак не может забыть этой трагедии.

«Второй был Саша Чопин, у которого ночью случился острый отек мозга; он кричал, стонал, это было что-то ужасное, — продолжает она. — Я дежурила в тот день, хотела сделать ему уколы, изолировать от других больных, поскольку они должны были отдыхать и им надо было обеспечить покой. Я все время сидела рядом с ним и случайно заснула. Утром протянула руку — а Саша уже холодный».

Выносить мертвых физически было очень трудно молодым девчонкам, переносить раненых приходилось на носилках, так как каталок не было, да и здоровых мужчин тоже. «Потом мы уже стали звать на помощь тех, кто хоть немного мог помочь. Так начиналась моя лечебная практика, и так я работала до конца войны», — говорит врач.

Встречи и расставания
Время от времени Вере и Аркадию удавалось получать письма друг от друга, и даже иногда созваниваться. Всю войну они то встречались, то расставались. Оказавшись в Польше, уже в самом конце войны, молодой супруг всеми правдами  и неправдами организовал приезд любимой жены, но как ему это удалось, он просит не рассказывать в газете.

До 1965 года Аркадий Иосифович служил в армии, он ушел в отставку в звании полковника, но успел из сухопутного летчика стать морским, переодеться в черную военную форму и попасть на Балтийский флот — тогда на вооружении стали появляться ракетоносцы и несколько полков дальней авиации передали флоту. Работал военврач в Быховском гарнизоне, а его супруга в то время переквалифицировалась на врача кожного диспансера.

В конце концов в 1965 году в качестве основного места жительства семья выбрала Таллинн: дети подрастали и им предстояла учеба в вузах.

После войны Аркадий Гранат задумался и о гражданской специальности, он серьезно увлекся рентгенологией, повысил квалификацию в Ленинградской медицинской академии, а уже в Таллинне,  работая в туберкулезном диспансере, дорос до главного рентгенолога Таллинна и председателя Эстонского общества рентгенологов.

В это трудно поверить, но Аркадий Иосифович вышел на заслуженный отдых лишь в 84 года!
А Вера Георгиевна Гранат долгие годы работала заведующей отделением кожного диспансера в Таллинне, где  трудилась до 70 лет. «Эстонский язык я не выучила, но контакт с пациентами у меня был всегда, я работала без скандалов и недоразумений.

Я дочь врача, всегда знала, что это за служба, тебя могут не любить, но ты больного должен уважать. Моя мама всегда говорила: «Человек рожден для труда», этой мыслью я живу всю жизнь и именно эта мысль меня поддерживает», — говорит она.

Вера Гранат
Ветеран Великой Отечест­венной войны
1921 года рождения. В годы войны состояла на службе в прифронтовом эвакогоспитале, была заведующей хирургическим отделением.
В Эстонии живет с 1965 года, долгие годы работала заведующей отделением кожного диспансера в Таллинне.
У Веры и Аркадия — три дочери, четверо внуков и трое правнуков. 

Аркадий Гранат
Ветеран ВОВ, полковник
1921 года рождения. Участвовал в боях в составе войск Волхвовского фронта врачом батальона 4-й воздушно-десантной дивизии.
Награжден орденами Отечественной войны 2-й степени; двумя медалями за боевые заслуги, за оборону Ленинграда, Кавказа, Севастополя; за взятие Будапешта, за взятие Берлина и многими другими.
В Эстонии с 1965 года, врач-рентенолог. Десять лет был председателем общества рентгенологов Эстонии.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх