Венгрия. Писатель Дьердь Конрад считает, что политика правительства Венгрии опасна для страны.
Конрад: в ЕС так себя не ведут
Дьердь Конрад — один из известнейших современных писателей Венгрии. В коммунистическую эпоху публично критиковал тогдашний режим. В 1990-х годах он являлся председателем международного PEN-клуба.
В течение ряда лет я неоднократно встречался с Конрадом. На сей раз я побывал в гостях в его летнем доме в окрестностях озера Балатон. Мы беседовали с ним в тот самый день, когда в Венгрии и во всей Центральной Европе установилась небывалая жара.
С момента нашей первой встречи прошло уже немало времени. Помнится, когда мы говорили о ситуации в Венгрии лет десять назад, вы были довольно оптимистичны, но сейчас уже, похоже, нет.
Я не являюсь оптимистом, но ведь все временно, также как и погодные явления. Они есть — и вот их уже нет. Партии премьер-министра Виктора Орбана «Фидес» помогло прийти к власти накопление ошибок и просчетов. Точно так же просчеты в Конституции помогли партии получить в парламенте большинство в две трети.
У нас тут в восточной части Центральной Европы не слишком много альтернатив. На самом деле альтернативы две. Мы можем двигаться в направлении Запада или в направлении Востока. Последний вариант означает большую диктатуру, некую систему единовластия.
Вы назвали Венгрию Орбанистаном.
Да, между Венгрией и бывшими советскими республиками Центральной Азии все больше сходства. В Венгрии сейчас гнетущая атмосфера. Здешняя оппозиция довольно слаба, премьер-министр и правительство следят за любыми проявлениями независимости.
Нынешняя венгерская система основана на личной лояльности, то есть весь вопрос в личной преданности Виктору Орбану. Если же Орбан по какой-то причине сойдет с арены, «Фидес» не смогла бы сохранить нынешнее правительство, поскольку в очень значительной мере все вращается вокруг личности Виктора Орбана.
Нынешняя Венгрия — это своего рода Führerstaat, то есть правительство в стране ориентировано на одну личность. В Италии и Германии когда-то были ориентированные на личность правительства, как и в коммунистических странах. Теперь же в Венгрии власть одной партии, которая отстраняет тех экспертов и людей, которые не являлись сторонниками Орбана.
Ein Reich, ein Volk, ein Führer…
Да, хотя здесь нет Гестапо, которое бросало бы людей за решетку.
Можно ли сказать, что Орбан является националистом?
Официальная идеология орбанизма является удачной смесью национальной и социальной демагогии. Уже в самом начале своего пребывания у власти он протолкнул законы, которые определялись как законодательное объединение венгерской нации.
Это означает, что проживающим вне Венгрии венграм было предоставлено двойное гражданство и избирательное право.
С точки зрения Венгрии, проблема здесь заключается в том, что предоставление избирательного права было шагом исключительно патриотическим. С точки зрения Европы, проблема состояла в том, что вопрос это не обсуждался с соседствующими с нами странами…
В ЕС уже ощущается озабоченность по поводу дефицита демократии в Венгрии, в связи с положением правового государства и СМИ…
Как относится к этой ситуации венгерская интеллигенция? Она протестует?
Да, но правительство не обращает внимания на протесты. Все профессиональные объединения журналистов, не считая правительственных, все специалисты по СМИ и примерно 95 процентов известных на международном уровне интеллектуалов высказывались против нынешних тенденций, но этому правительству, которое обладает большинством в две трети, протесты нипочем.
Правительство намерено идти по выбранному им опасному пути национализма и социального популизма. Речь идет о правительстве, которое сознательно гордится тем, что не является либерально-демократическим.
Нынешняя система СМИ служит правительству, приглушая всякого рода протесты. 95 процентов венгров, вероятно, даже не знают о протестах, когда людям сообщают лишь приятные новости.
Значит, журналисты в Венгрии не протестуют?
В венгерском законе о СМИ установлены невероятно высокие штрафы за нарушения. Медиапредприниматели были вынуждены заключить соглашение с советом по СМИ одной партии… Насколько мне известно, всего в двух странах в СМИ царит такое же положение, как в Венгрии. Это Азербайджан и Казахстан. В Ирландии пытались создать аналогичную систему, но там журналисты запротестовали.
В Венгрии действует цензура. Прямая цензура затрагивает публичный обмен информацией, при этом самоцензура превратилась в доминирующую черту в других СМИ, и закон о СМИ в этом отношении являлся центральным фактором.
Премьер-министр Орбан по-прежнему довольно популярен. Его успех опирается на эту массированную поддержку со стороны СМИ?
Централизация СМИ действительно играет свою роль. Я бы сказал, что СМИ не имели бы столь большого значения, если бы в общественной жизни было бы еще две столь же мощные фигуры. Но на последних выборах вышло так, что все прочие партии, кроме «Фидес», по сути оказались вне игры.
Как я говорил, правительство здесь полностью контролирует публичные СМИ. Ситуация в Венгрии очень напоминает ситуацию в России. В обеих странах общественное телевидение является посредником в пропаганде. Есть еще коммерческие каналы, которые не передают политическую информацию.
Где-то еще в странах ЕС вам известна подобная ситуация?
По-моему, подобная однобокость — ситуация совершенно невиданная. Здесь тоже раньше ничего подобного не видывали. В Западной Европе так себя вести невозможно.
Здесь правительство претворяет в жизнь систему 9-9-9. Правительство назначает людей на публичную службу, как и избираемых в суды лиц, на девять лет, и этих людей можно отодвинуть в сторону лишь тогда, когда этого пожелает парламентское большинство в две трети. Это значит, что по сути эти люди избраны пожизненно.
Сам Орбан в одном газетном интервью говорил, что он устанавливает правила игры на 40 лет. Но Венгрия находится в Европе и правительство не может действовать так, как во времена коммунизма.
Как бы вы охарактеризовали его как человека?
Он очень талантлив, очень агрессивен. Он в жизни не занимался ничем другим, кроме политики.
Экономическое положение Венгрии не слишком хорошее. Значит, Орбану ЕС не нужен?
Я не думаю, что он хочет выхода Венгрии из ЕС. На мой взгляд, крайне опасно то, что он, кажется, верит в то, что сможет и далее импровизировать с экономикой. Кажется, он верит, что экономика Европы вновь пойдет вверх, и Венгрия, в экономическом отношении лишь придаток Германии, каким-то образом выдюжит.
Иностранный наблюдатель может спросить, есть ли у Венгрии большие запасы нефти или газа, чтобы государство могло осуществлять управляемую демократию. У Венгрии нет таких ресурсов, и потому политика Орбана в экономическом отношении опасна.
Дьердь Конрад
• Родился 2 апреля 1933 года в Дебрецене.
• Венгерский романист и
эссеист.
• В годы социализма являлся активным диссидентом.
• В 2001 году удостоен премии Карла Великого.
Источник: РМ