О чём не хочет вспоминать Западная Европа 9 Мая

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Раздача георгиевских ленточек.
Раздача георгиевских ленточек. Фото: Raigo Pajula

Президент проиграл. Да здравствует президент!

Победа  Франсуа Олландастала свершившимся фактом. Это стало неизбежностью после теледебатов.  Они были чем-то вроде второй игры в финале футбольной евролиги, когда первая закончилась со счётом 3:1 в пользу соперника. Для общей победы надо было выигрывать 3:0 или 4:1, а Саркози выиграл неубедительно, по аналогии с футболом – со счётом  2:1.  После этого он был обречён на поражение по итогам двух встреч(туров). Уже после первого тура действующий президент явно  потерял победный дух. Происшедшее во втором туре было неизбежно.

Начинается новый этап европейской политики. Архитекторы нынешней  начинают уходить.  Старые методы больше не работают. Экономика не даёт возможности давать подачки электорату, а смена  власти создаёт видимость изменений. К принципиальным изменениям  европейский электорат  и сам не готов. Французы приветствуют победу Олланда, с воодушевлением говорят о переменах. Но у них перемены ассоциируются с социальными благами.

А в реальности  французам грозит болезненный (испанский) вариант: трудная борьба за оживление экономики при жёстком контроле государственных расходов. Хоть и нет у Франции большого госдолга и прочих испанских проблем, но описанную задачу трудно выполнить  в любом случае. Эстонский вариант для них  невозможен: банки свои  продать нельзя,  по ближайшим странам  разъехаться – тоже.

Нынешние европейские  левые – это другой полюс старой политики.  Они ничего принципиально  нового предложить не могут. Их победы лишь небольшая передышка для больших изменений в Европе, которые должны сделать другие  политики. Если не произойдёт чудо, то и Меркель через год ждёт судьба Саркози. Что станет с   планом  спасения  еврозоны после этого никто  предугадать не сможет. А итоги досрочных выборов в Греции могут сильно испортить  обедню «поварам» нынешней европейской политической кухниуже в самое ближайшее время.

Эти  «бедные»  банки

Последнее время всё чаще появляется статьи о трудной жизни банков. Прибыль падает из-за замедления роста кредитного портфеля. Да и еврибор стремится к бесконечно малым величинам. Они с большим трудом сводят концы с концами, чистая прибыль разных банков 17-55 миллионов евро, и стараются внушить клиентам желательность зафиксировать процент по кредиту.

Но почему-то автору их не очень жалко. Они «хлебают щи», которые сами сварили в 2009 году. Когда страна оказалась в полном форс-мажоре из-за экономического обвала 2009  года, их не очень интересовали наши c вами проблемы.

Половина страны снимала с себя последнюю рубашку, оплачивая в кризисный период свои обязательства. Очень  значительную часть (20-50%) составляли  сопутствующие обязательства (штрафы, пени). 

Банки совсем недолго призывали в СМИ  идти к ним с проблемами и обещали помочь с помощью кредитных отпусков. Это закончились быстро ещё весной 2009 года. Банки сначала устроили гонку за клиентами,  позже - «прозевали кризис», что  стала источником реальных страданий, иногда - потери  единственного жилья, для очень многих жителей страны. Банковская  деятельность сейчас  стала символом негативных эмоций.

Наступившее последние год-полтора некоторое оживление экономики привело к тому, что большинство жителей страны  занимаются лишь решением старых проблем и  созданием небольших накоплений. Банковская сфера из стимулятора потребления  превратилась в проблему.  А ведь цена вопроса была совсем невелика: дать тем, кто оказался без работы,  отсрочку 6-12 месяцев и  простить частично сопутствующие обязательства (пени, штрафы), сохранив у клиентов ощущение равноправного партнёрства.  

То, что банки теряют сейчас, на порядок выше тех сомнительных поступлений, что они получили в кризис. Тогда клиентов обложили всеми мыслимыми поборами, у многих - отняли приобретённое в лизинг имущество. Повсеместно жители страны стали ассоциировать кредиты с современной формой рабства, а тех, кто продолжает их брать, с  потребителями наркотиков и  неадекватными людьми.

Половина отобранного имущества до сих пор реализуется, при этом – по бросовым ценам. При этом автор отнюдь не является сторонником прощения  всех долгов или прочей благотворительности. Но должен быть хоть какой-то здравый смысл в отношении банков к своим клиентам,  прежде всего -  распределении рисков.

Лагна теэ – зона затопления

Заполнившие в пятницу утром материалы о затоплении очень быстро вызвали ассоциации  с улицей Туукри, ставшей  символом  плохо работающей канализации,  и прибылями  Водоканала. В очередной раз были претензии к реагированию полиции на ситуацию.

Автор уже однажды прошёл все круги ада  с машиной, поврежденной на улице Туукри. Могу объяснить источники спокойствия столичных коммунальщиков. Они присылают пострадавшим письмо, что повреждение машины это следствие непродуманных действий водителя. Водоканал сошлётся на постановление №37 -2006 г.,  в котором  столичное Горсобрание приравнивает плохо работающую канализацию  к форс-мажору (за него никто не отвечает). А страховая фирма считает  такие ситуации ездой по затопленной территории (даже в центре города на Туукри), что по типовому каско-договору не является страховым случаем. Одним словом, забыть или в суд.

В 1999 году в Хельсинки  автор оказался  во время ливня  на месте, похожем  на горку Харью. Я был уверен, что меня скоро смоет. Но с рёвом, вызывающим вполне  положительные эмоции, вся вода утекла в ливневую канализацию.  При этом, имея многократно лучшее коммунальное хозяйство, финская столица выплачивает по разным поводам ежегодно десятки миллионов евро компенсаций за испорченные автомобили страховым фирмам.

Если бы у нас столичные власти  начали компенсировать  полную стоимость повреждённых автомобилей, то очень скоро дешевле было бы привести в порядок канализацию.

У нас же какой-то театр абсурда: горожанам с одном стороны говорят об экономии  во время строительства канализации (это возможный источник финансирования бесплатного транспорта).  А  с другой – время от времени даже центр города превращается в озеро.  

К вечеру пятницы появилась трагикомичная версия причин затопления: виновато строительство  развязки Юлемисте: то ли где-то забилось, то ли вообще  какой-то новый участок не смог пропустить поток ливневых вод. Последняя причина может в дополнение к проблемам с финансированием культурных объектов лишить нас денег на  улучшение  инфраструктуры.  Ведь в этом случае  получается,  что это мы проектировать и строить не умеем.

Вечером  опубликовали свежие выдержки из блога Большого Эдгара с похвалами всем за участие в толоках последних выходных, хотя от него все ждали комментариев по описанной ситуации. Я понимаю, что наши политики далеки от жизни. Но не такой же степени.

Этот день победы

Многим в Европе  хочется, чтоб все забыли о великих жертвах русских в той войне. Многие десятилетия внимания европейских народов переключают на послевоенное противостояние Сталина и бывших союзников и  не совсем добровольное включение  Восточной Европы в орбиту влияния СССР. О Мюнхене 1938 года вспоминают редко. О гитлеровских сателлитах в Словакии, Венгрии и Хорватии – ещё реже. Всем так проще. Вовремя открыть второй фронт не очень спешили.  Воевать с Гитлером как СССР – тем более. Но когда немцы немного собрались с силами, то у союзников начались  большие проблемы, в том числе – в Арденнах. «Союзнички» сразу же заговорили о помощи.

Измотанные в боях июля - октября 1944 года советские войска должны были  почти без отдыха наступать в Польше. За короткое время резервы было взять негде, поэтому отменили многие причины освобождения от службы. Мой дед Митрофан был в сентябре освобождён от службы в армии, но в ноябре это отменили. В нашей семье день 9 мая 1945 года был не простым. Мой дед был призван в конце ноября 1944 года, погиб в Польше 19 февраля 1945 года, и  перед днём победы семья узнала об этом. Победные дни  прошли для них в сложных чувствах -  радость конца  войны и боль от потери близкого человека.  

Россия на государственном уровне серьёзно подошла к празднику, но автору  очень испортило впечатления от этого дня странные антисоветские воспоминания  от Ксении  Собчак, которые  она приписывает своему деду. Если так будет продолжаться, то оппозиция из-за подобных  дамочек  потеряет остатки поддержки населения безо всяких усилий властей.

Реплики из прошлого

События конца тридцатых в Эстонии, если отбросить эмоции, иногда искусственно навязываемые современными политиками,  и обратится к  легко  доступным документам  того времени, предстают  менее однозначными. Вот что сказал 9 апреля 1940 года в парламенте  депутат Л. Метсанг: «Известно, что в нашем народе живет лозунг, что наступили времена, когда даже  комар не может пикнуть. В известной степени развитие  нашего общества в последнее время происходит именно в этом направлении».

Комментарии
Copy
Наверх