Закон о госпошлинах вызывает разногласия

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марко Померантс.
Марко Померантс. Фото: PP

Через две недели Рийгикогу начнет вновь обсуждать закон о снижении государственных пошлин, за который, что бывает нечасто, ратует как коалиция, так и оппозиция. Однако существуют и разногласия.

В закон о госпошлинах помещена, например, глава о том, каким образом Министерство юстиции намерено организовать надзор за деятельностью судебных исполнителей. Министерство объясняет это тем, что раз госпошлины затрагивают и судебных исполнителей, то разумно будет присовокупить этот вопрос туда же.

«Никто не спорит, что следует усовершенствовать надзор за судебными исполнителями, но этот вопрос следует обсудить особым образом, поскольку в противном случае возникнет ситуация, когда ни одна политическая сила в Рийгикогу не захочет голосовать против снижения госпошлин, и тем самым будут решены болезненные проблемы в подведомственной сфере Министерства юстиции», — отметил член правовой комиссии Андрес Анвельт (СДП).

Оппозиция недовольна
При законе фигурирует и закон о поправке к закону о судах, в котором, например, рассматривается вопрос предельно допустимого возраста судей и их выхода на пенсию.

«Эти вопросы должны решаться с помощью судебной реформы или же отдельным законом, а не наряду с госпошлинами», — заявил Анвельт, по словам которого, из судов поступило множество предложений и их не следует отбрасывать в сторону в спешке законотворчества, в которой все время будто что-то горит.

Наряду с госпошлинами речь идет об изменении гражданского процессуального кодекса, который хотя и затрагивает госпошлины, но охватывает значительно более широкую сферу вплоть до порядка расторжения браков.

Существует также закон об изменении уголовно-процессуального кодекса, который касается судопроизводства в судах первой инстанции. И вновь речь идет уже отнюдь не о госпошлинах, а о косвенно рассматриваемой экономике судопроизводства, однако при уголовных делах обычно госпошлину не платят.

«Таким образом, вместе с положительным начинанием предпринята попытка охватить множество болевых точек и все это протолкнуть, — говорит Анвельт. — Мы ведь находимся не в начале 1990-х годов, когда надо было как можно быстрее изменить правовое пространство Эстонии. Мы могли бы заниматься каждым делом отдельно».

По его словам, оппозиции трудно проголосовать против закона, поскольку они уже выступили с инициативой снижения госпошлин.

Оппозиция совместно со свободным демократом Калле Лаанетом попыталась на правовой комиссии отбросить эти дополнения в процессе голосования, но тщетно.

На последнем заседании комиссии будущий закон получил новое название: «Закон об изменении закона о государственной пошлине и изменении гражданского процессуального кодекса, а также изменении других связанных с этим законов».

Не согласен с критикой
Председатель правовой комиссии Марко Померантс (IRL) не согласен с критикой оппозиции. «Закон попал в Рийгикогу со стороны правительства. Можно вести дискуссии о том, является ли пространный законопроект злом или благом, однако в нынешнем законе большинство вещей собрано воедино совершенно логично и общий знаменатель здесь — скорость судопроизводства, его эффективность и доступность правосудия», — заявил он.

В качестве примера Померантс привел изменение Уголовно-процессуального кодекса: если согласно действующему закону необходимо присутствие на заседании суда трех человек, то на самом деле можно обойтись одним профессиональным судьей или по крайней мере он может сам определить состав суда. «Это помогло бы уменьшить волокиту и ускорить судопроизводство», — отметил он.

Эне Эргма рассердилась на Андруса Ансипа

Осенью 2011 года правительство в связи с законом о госбюджете на 2012 год инициировало поправки к законам об акцизах на алкоголь, табак, топливо и электроэнергию, закону о Больничной кассе, закону о финансовом управлении единицы местного самоуправления, законе об искусственном оплодотворении и защите эмбриона, закону о страховании по безработице и закону о поправке к закону о прокуратуре.

Другой законопроект хотел одновременно изменить закон о временном порядке выплаты должностных окладов, связанных со средней зарплатой по Эстонии, закон о должностных окладах высших госслужащих, закон о переводе центра бухгалтерского учета судов в ведение Минфина, закон о госбюджете и закон о правительстве Республики.

В ответ на это председатель Рийгикогу Эне Эргма отп­равила премьер-министру Андрусу Ансипу письмо, в котором просила правительство прекратить подавать т.н. пакеты законопроектов.

«Пояснительные записки к законопроектам не содержат объяснений, для чего необходимо рассмотрение законов в столь разных сферах в виде одного законопроекта. Изменение законов в таком виде должно быть ясно обосновано», — написала спикер. «В парламентской стране немыслимо вмешательство исполнительной власти в право парламента на осуществление самоорганизации», — возмутилась она.

Ансип пояснил, что правительство усмотрело в подобной организации дела определенную целесообразность, но пообещал Эргма, что правительство впредь будет воздерживаться от представления пакетов законопроектов, чтобы Рийгикогу мог рассматривать их по сферам.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх