Родина Николая Чудотворца и благословенных помидоров

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Гробики, оградки, черепушечки. Древняя Ликия, могучее некогда государство, упомянутое в «Илиаде». Это – сохранившиеся гробницы, в них хоронили самых богатых граждан, которые хотели покоиться поближе к богу. Немыслимо дорогое было удовольствие! Гробницы частенько фигурируют на открытках.
Гробики, оградки, черепушечки. Древняя Ликия, могучее некогда государство, упомянутое в «Илиаде». Это – сохранившиеся гробницы, в них хоронили самых богатых граждан, которые хотели покоиться поближе к богу. Немыслимо дорогое было удовольствие! Гробницы частенько фигурируют на открытках. Фото: Валерия Михайлова

Что бы такого рассказать о Турции, в которой, наверное, почти все уже побывали? Или как минимум рассказов от побывавших наслушались. Ну, начну с того, что если мировая экономика в один прекрасный солнечный день загремит в тартарары, уж кто-кто, а Турция сама себя с легкостью прокормит.

Нет, Турция уже совсем не дешевый курорт, как мы привыкли думать. Возможно, что какие-то догорающие путевки еще стоят дешевле, но на самом курорте за все туристические аттракционы уже просят суммы вполне сопоставимые с европейскими. Красноречивая цифра: с 1 января официальная минимальная зарплата в Турции составляет 365 евро. Для сравнения, в Болгарии – 136, в Москве – 265 евро (по России – 111 евро), а из других стран ЕС турецкая планка наиболее сопоставима с Польшей – там 336. У нас, если вдруг забыли, минималка, с которой еще и налоги платятся, 290 евро.

Нашей журналистской группе очень повезло с сопровождающим из Министерства культуры и туризма Турции. Редко кто из гидов умеет с ходу дать развернутый ответ с цифрами и фактами на практически любой вопрос. Но Рустам отбивал все наши мячи с легкостью, причем на безукоризненном русском языке. Позднее мы узнали, что Рустам переехал в Турцию 16 лет назад из Азербайджана, окончил факультет политологии в Баку, а здесь, в Турции, получил второе высшее в области культуры и истории. Сдал сложнейший экзамен, чтобы получить сертификат гида. Так вот, особенно интересовало нас то, чего навскидку в Интернете не найдешь. Пересказываю самое любопытное.

Это вам не черноморская слякоть

Турция – это не один сплошной курорт, как некоторым хотелось бы думать. Ее Черноморское побережье вообще в этом плане не развито, турки считают, что климат севера страны недостаточно хорош для каникул – дождливо очень. Вот Средиземноморье – совсем другое дело. И кто бы с ними спорил, имея возможность сравнить теплый север страны с очень теплым югом. Но и север не простаивает. Стамбул – это современный мегаполис с небоскребами, оттуда к центру страны расходятся промышленные и фабричные регионы, в некоторых из них ВВП на душу населения может достигать 30 тысяч долларов в год. У Италии, например, такая же средняя цифра. И у Южной Кореи. Откуда такое богатство в Турции? А просто кое-где там людей мало, а фабрик много. Средний показатель ВВП Турции составляет около 13 тысяч долларов – чуть меньше, чем в Латвии.

Зато колоссального социального разрыва между слоями населения здесь нет. Основной и самый массовый представитель общества – средний класс, по флангам – около 10% очень богатых и примерно столько же очень бедных. По последним данным, в Турции проживает около 74 миллионов человек. На пять браков приходится один развод, прирост населения – стабильный, два к одному. Девяносто девять процентов населения называют себя мусульманами, но таких, которые соблюдают все каноны, не более десяти процентов. К слову, призывы муэдзина мы слышать слышали, но там, где мы ездили, никто внезапно посреди улицы на колени не падал. Светское общество.

Самые высокооплачиваемые профессии – врачи, учителя, профессора вузов, депутаты. В госсекторе платят больше, чем в частном. Учителя здесь вообще очень уважаемые люди и о школьном насилии в газетах еженедельно не пишут: такого явления просто не существует. Детские сады распространены только в крупных городах. А так за детьми помогают присматривать бабушки-дедушки-родственники. На пенсию мужчины выходят в 67 лет, при средней продолжительности жизни 65 («Да, государство экономит», – вздыхает Рустам). Система пенсионного страхования такова, что любой работающий человек обязан платить страховые взносы в государственный пенсионный фонд в течение 25 лет рабочего стажа. И получает право на пенсию. Отплатил четверть века – и все, больше туда не платишь, ждешь. Есть еще, конечно, и банковские фонды пенсионного страхования, но у населения они популярностью не пользуются.

Золотовалютный помидор

Налоговая система – прогрессивная. Подоходный налог: 15-35% в зависимости от годового дохода. Если он меньше пяти тысяч долларов на члена семьи в год – то обязан платить 15%, если больше 20 тысяч – то 35%. Медицина считается бесплатной. Система здравоохранения как раз пережила реформу, и теперь в стране нет того, что мы в Эстонии называем социальным налогом. Есть необременительный фиксированный взнос, увязанный с доходом, при средней зарплате, скажем, около 20 евро. Если говорить о производстве, Турция – мощное машиностроительное звено, здесь собирают «форды», грузовые «мерседесы», очень развита текстильная промышленность и фармацевтика. Южный регион называется Анатолия, а его символом является апельсин. И это, как нетрудно догадаться, – сельскохозяйственный край.

Например, на улицах городка Кумлужда, который мы проезжали в 10 утра, не было ни души. «А они все на работе, в теплицах, тут помидоры выращивают», – объяснил наш гид. И рассказал по большому секрету для маленькой компании, что турецкие помидоры очень активно экспортируются в Европу. Почему мы их не знаем? Потому что они едут сначала в Болгарию, там на них наклеиваются этикетки Made in Spain. И вот уже с такими этикетками они попадают в европейские магазины. «Ну, по всей видимости, у испанских помидоров имидж лучше, а имидж – это важно. В Россию, например, анатолийцы помидоры напрямую продают», – улыбается Рустам.

О том, что к овощам в Кумлужде относятся всерьез, свидетельствуют гигантские композиции из связок овощей на главной улице. Тут тебе и перцы, и баклажаны, и огурцы. Ну и сами помидоры, конечно. А как же иначе? Это днем жители Кумлужды работают в теплицах, а по вечерам разъезжают по улицам на дорогих машинах, купленных на помидорные деньги.

Курдскую проблему Рустам тоже интерпретирует очень просто. Корни ее все те же, что и у арабских весен, – нефть. Если посмотреть на карту Турции, то увидите, что этот проблемный юго-восточный район граничит с Ираном, Ираком и Сирией. А белые там воюют с красными или синие с зелеными – без разницы, у всех сепаратистских настроений – одна природа: ищи, кому выгодна смута. В этом регионе исторически живет единый народ, просто очертания государств на карте то и дело меняются. Так вот, нефтяным кукловодам выгодно не давать Турции разработать потенциальные месторождения нефти и газа. Официально пока наличие нефти в тех краях как бы не доказано, все разработки, которые проводились, были в свое время свернуты и строго засекречены. Но Рустам уверен, что это только вопрос времени. В отсталый юго-восточный регион последние десять лет вкладываются миллиарды. Это и дороги, и мелиорация, и создание новых рабочих мест. Рано или поздно, говорит он, чаша весов качнется в другую сторону.

Все включили и выиграли

На «закуску» мы встретились с делегацией официальных лиц из департамента развития туризма Южной Турции, который, кстати, и пригласил прибалтийских журналистов в гости через нашего оператора Novatours. Впечатление от встречи вкратце: турки больше не боятся конкуренции со стороны Европейских стран и других стран средиземноморского региона. Поэтому не скрывают того, что планируют в этом году поднять цены. Туристическая стратегия, начатая в 70-е годы, превратила Турцию в одно из самых популярных мест для отдыха. Тогда они стали вкладывать в отельный бизнес, застройщики освобождались от налогов, а землевладельцы из рыбацких деревушек становились зажиточными людьми.

В 1989 году в Турции придумали гостиничную систему питания «все включено», – шведский стол без границ, – которая покатила на ура. И сегодня за сезон Турцию посещают около 3,5 миллиона немцев и 2,5 миллиона россиян. Кемер – это полностью русский курорт, где за все дни пребывания мы не услышали никакой другой чужеземной речи, а на фасаде крупнейшего ночного клуба висели растяжки с рекламой пятничного концерта группы «Блестящие».

Общий доход от туризма в текущем году ожидается около 27-28 миллиардов долларов. Это не оборот, а именно доход. Наш огромный под завязку забитый «боинг» – лучшее тому подтверждение. Вот у кого бы поучиться размаху и стратегии развития. Тогда, глядишь, и Балтийское море засияет яркими туристическими огнями.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх