Cообщи

Херман Симм изменил родине из-за утраченных погон офицера

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вчера прокуратура обнародовала видеозаписи, на которых Херман Симм признает себя виновным в государственной измене.
Вчера прокуратура обнародовала видеозаписи, на которых Херман Симм признает себя виновным в государственной измене. Фото: Фото:Кадр из видеозаписи
Страстное желание вернуть себе звание полковника и стать генералом было одним из мотивов, толкнувших Хермана Симма на измену родине. Ожесточившись после вынужденного ухода из полиции в 1995 году, Симм хотел доказать, что он чего-то стоит.
Некоторые причины, толкнувшие Хермана Симма на шпионаж, за который он был приговорен к 12 годам и 6 месяцам лишения свободы, кажутся в прямом смысле слова дурацкими.

Работавший в середине 80-х годов в объединении вневедомственной охраны и ставший доверенным лицом КГБ Симм хотел, чтобы Россия вернула ему звание полковника, утраченное им с распадом СССР.

Чтобы мотивировать недавно завербованного агента, человек, поддерживавший с ним контакт, заверил, что Симму вернули звание полковника. Более того, чтобы подтвердить его заслуги перед Россией, Симму показали на экране компьютера орден, якобы врученный ему за особые заслуги.

Вскоре Симм, передававший российской разведке много информации, дал понять, что такой суперагент, как он, достоин звания генерала. Россияне сначала заверили, что это не проблема, но потом дали понять, что его мечта о погонах полковника и генерала неосуществима.

Единственной платой за предоставляемую информацию были денежные вознаграждения в размере нескольких тысяч евро, которые Симм получал во время своих поездок за границу. В течение года по работе или на отдых он ездил за границу три-четыре раза.

Симм, будучи членом комитета безопасности НАТ­О и имевший доступ к самым секретным материалам, попросту был задешево купленным агентом. Полиция безопасности сумела доказать, что за 13 лет он получил 1,3 млн крон. Истинные суммы если и были больше, то незначительно. Получается, что в год он получал около 100 000 крон.

Уже после того, как Симм понял, что обещанные звания ему не присвоили, он не отказался от сотрудничества с Россией. Наоборот, в конце своей шпионской карьеры он добровольно предлагал россиянам материалы, которые может продать, прекрасно при этом сознавая, что продается дешево.

Другое дело, каким образом человек, отвечавший в Министерстве обороны за охрану секретов, мог безнаказанно выносить с работы всевозможные материалы.
Гостайны попадали в портфель Симма в печатном виде, на флэш-карте, на компьютерных дискетах и заснятые на фотопленку.

Поскольку Симм не был докой по части инфотехнологий, во время обыска многие материалы были найдены в его доме и на даче. Документы с грифом «Совершенно секретно» свободно лежали на письменных столах и полках, что, по идее, косвенно может служить доказательством вины его супруги Хеэте Симм.

Пока остается тайной, каким образом Симм поддерживал связь с контактным лицом. В интересах истины мы можем только опровергнуть появившиеся в СМИ слухи о том, что дома он имел специальную радиосистему.

Работая с Симмом, россияне допустили серьезные ошибки. Прежде всего они не учли, что его служба в Министерстве обороны может закончиться. Но именно это произошло весной прошлого года, и это стало одним из факторов его разоблачения. Россияне стали искать через Симма нового резидента, и тот подсказал имена двух чиновников Минобороны, которых можно было бы завербовать путем шантажа.

Чтобы не давать шансов российской внешней разведке, КаПо, шедшая по следам изменника, решила арестовать Симма.
Была ли у Симма возможность скрыться в России? Сце­нарий действий на случай, если земля начнет гореть под ногами, у него был, но неожиданно грянул арест.


Первая сделанная прокуратурой видеозапись Хер­мана Симма

Следователь: На основании вышеизложенного Херман Симм подозревается в преступлении, квалифицированном на основании 232 статьи Пенитенциарного кодекса как оказание гражданином Эстонии помощи иностранному государству, осуществление по заданию иностранного государства ненасильственных действий, направленных про­тив суверенитета, а также сбор информации, являющей­ся государственной тайной, и засекреченной внешней информации в целях передачи иностранцу и лицу, действующему в интересах иностран­ного государства. Вы понима­ете, в чем вас подозревают?

Херман Симм: Да.

Следователь: Вы совершили преступление, в котором подозреваетесь?

Симм: Да.

Следователь: Желаете сделать перерыв?

Адвокат: Хотите ли вы сна­чала поговорить со мной перед тем, как начнете давать по­казания, или вы... Значит, это ваше право, а не обязанность. Вы можете сразу же давать показания и между тем...

Симм: Нет, я бы сразу дал показания, потому что здесь...
Адвокат: Ясно, значит, у меня тоже нет возражений по этому поводу.
Симм: Что сделано, то сделано, да-да. Ну, честно говоря, если уж сделано, значит, надо отвечать.

Вторая сделанная прокуратурой видеозапись Хер­мана Симма

Следователь: Вы работали на спецслужбу иностранного государства?

Симм: Да.

Следователь: На какую спецслужбу?

Симм: Возможно, СВР, хотя никакой бумаги по этому поводу у меня нет.

Следователь: Может быть, вы это аргументируете, прокомментируете подробнее.

Симм: Потому что это должна была быть российская спецслужба, и тот человек, с которым я контактировал, по их разговору я понял, что это СВР.

Следователь: Что такое СВР?

Симм: СВР — это служба внешней разведки России.


Разыскиваются

Деятельностью Симма руководили два офицера СВР: до 2000 года — Валерий Зенцов, затем — Сергей Яковлев. Яковлев объявлен в международный розыск, и в его отношении имеется европейское постановление о задержании (EAW — European arrest warrant). Зенцова, видимо, ждет та же судьба. Встречи Хермана Симма со связниками СВР происходили по крайней мере в 15 странах.

Преступление Хермана Симма в цифрах


Начиная с лета 1995 года до 19 сентября 2008 года, Симм передал СВР следующие сведения:


1) госсекреты Эстонии в области внешних сношений, гос­обороны, обеспечения внутренней безопасности и защиты информации — всего не менее четырех документов ограниченного распространения, один конфиденциальный и 19 секретных документов;


2) секретную информацию, переданную Эстонии на основании договоров с иностранными государствами и международными организациями, — всего не менее 82 документов ограниченного распространения, 274 конфиденциальных и 33 секретных документа с информацией, поступившей из-за границы;


3) личные данные граждан Эстонии и информацию, которая могла быть использована для склонения их к измене государству;


4) начиная с 1 сентября 2001 года, документы, касающиеся оборонительной политики Эстонии, Оборонительных сил, внешних сношений и систем безопасности, которые содержали информацию только для внутреннего использования — всего не менее 2908 документов.




МНЕНИЕ


Райво Аэг,

генеральный директор КаПо


Объем собранных доказательств не охватывает полный масштаб гос­измены, начавшейся еще в 1995 году. Трудно выделить единственный мотив, но материальный стимул, несомненно, имел большое значение. Определенную роль сыграло прошлое Симма в качестве доверенного лица КГБ в середине 80-х годов. Третьим фактором была потребность в признании, ощущение того, что от него что-то зависит. Когда в 1995 году Симму пришлось покинуть пост главы полицейского ведомства, это вызвало в нем ожесточение. В результате Симм склонился к сотрудничеству с Россией.



Александер Тоотс,

заместитель гендиректора КаПо


Всентябре произошла так­тическая перемена, когда российская внешняя разведка попыталась завербовать нескольких жителей Эстонии, в том числе и двух сотрудников Ми­нобороны, в отношении которых Симм предоставил личную информацию. Оба контактных лица со стороны России использовали для общения с Симмом коммерческое прикрытие, встречались три-четыре раза в году.



Лавли Лепп,

ведущий прокурор


На последнем допросе Симм выразил желание перейти к согласительному производству. Объем ущерба обусловлен тем, что в результате выданной Симмом информации Мин­обороны необходимо перестраивать конкретные объекты.

Наверх