«Новая демократия» победила, что дальше?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Вангелос, который 40 лет торгует орехами, считает, что новое правительство продержится два года.
Вангелос, который 40 лет торгует орехами, считает, что новое правительство продержится два года. Фото: Mihkel Maripuu

Новое правительство Греции будет формировать лидер «Новой демократии» Антонис Самарас. Греки уже делают между собой ставки, как долго это правительство продержится.


«Я счастлив. Греция победила. Европа победила. Евро победил. Демократия победила», — сказал, восторженно жестикулируя, Мариос Папанастассиу по поводу результатов только что состоявшихся выборов в парламент Греции.

Папанастассиу — 23-летний студент: рослый, бородатый и, как это часто бывает у южан, выглядит на 10-15 лет старше своего возраста. Его друг Козанидис Саввас, работающий учителем, целует находящийся рядом флаг Греции и рассказывает о том, как они изобрели демократию и цивилизацию, и ругает левоцентристскую партию ПАСОК, а также недавнего премьер-министра Греции Георгиоса Папандреу.

Сюрпризов не было

«Папандреу — это убийца греческого народа, пожалуйста, запишите это», — восклицает учитель Саввас.

Еще один грек, стоящий рядом, начинает громким голосом распевать: «Эллада, Эллада, Антонис Самарас!»

Люди вокруг зажигают факелы, поют, обнимаются. Все они являются активистами победившей на выборах «Новой демократии», они по-настоящему рады. Они одержали победу, и их человек — глава партии Антонис Самарас — создаст новое правительство…

Если не считать партийных активистов, то реакция греков в целом более сдержанна. Ведь результат выборов не стал особым сюрпризом.

Отец и сын, которые держат в центре Афин магазин одежды, поначалу отказываются не только назвать свои имена, но и говорить о политике, но, в конце концов, они все-таки признаются, что тоже проголосовали за «Новую демократию» и Самараса. Однако они не испытывают по этому поводу особой радости.

«Все останется по-преж­нему, а прежнее — это нехорошо. Но кого там еще выбирать?» — спрашивает молодой человек и разводит руками.

Еще в Афинах довольно распространено такое мнение: да, новая коалиция будет создана, и Самарас станет премьер-министром, однако это временное решение. Рано или поздно коалиция распадется, и все начнется сначала.

Например, Вангелос, который 40 лет торгует на улице орехами, предсказывает правительству два года существования. А работающий в соседнем кафе Лефтерис считает, что не больше одного года.
Один прохожий, сказавший, что он российский грек, 20 лет назад бежавший от грузино-абхазской войны в Афины, считает, что коалиция продержится не дольше шес­ти месяцев.  

«Новая демократия» получила в парламенте убедительное большинство — партии принадлежит 129 мест из 300. Для сравнения: ставшая второй СИРИЗА получила 71 место. В то же время, как показывает история греческой политики, на долгую стабильность рассчитывать не стоит. Начнутся раздоры и противоречия — если не между парт­нерами по коалиции, то внутри самих партий.

Ярким примером тому является сам лидер «Новой демократии» Самарас. 20 лет назад он был министром и одной из восходящих звезд партии, но потом попал в опалу, ушел из партии и вернулся в партийную политику лишь несколько лет назад. И таких примеров из греческой политики можно привести немало.

Одни и те же клише

На самом деле, довольно трудно написать что-то новое о ситуации в Греции. С одной стороны, греки очень эмоциональны в вопросах политики (как, впрочем, и во многих других), политических лидеров они возносят до небес, а с другой стороны, многим политика надоела окончательно.

Равно как и сотни заполонивших Афины зарубежных журналистов, которые постоянно что-то выспрашивают и выискивают. Одни и те же клише, одни и те же разговоры на всех каналах. Балконы всех восьми этажей гостиницы Athens Plaza, расположенной на площади Синтагма, забиты телекамерами всех телеканалов мира, от Пекина до Нью-Йорка — оттуда открывается самый удачный вид на здание парламента Греции.

Все каналы рассказывают в основном об одном и том же, но каждый из них пытается найти какой-то свой угол зрения. Например, на Би-би-си два дня подряд твердили в сопровождении кадров, снятых все с того же балкона Athens Plaza, что среди избирателей старше 50 лет самой популярной была «Новая демократия», а среди тех, кто моложе — леворадикальная СИРИЗА.

Второе место, которое оккупировали журналисты, — это пешеходная улица Эрму в центре Афин. Как-то, проходяпо ней, услышал, как один радиожурналист, судя по акценту американец, громко наговаривал в микрофон текст о том, что на улицах Афин покупатели, выходящие из магазинов, смешиваются с толпой нищих, стоящих там же с протянутой рукой.

Наверх