В поисках идеальной Эстонии

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
иллюстрация: Pm

 В конце лета начнется подготовка к разработке государственной реформы.


Если IRL давно пыталась убедить Партию реформ в необходимости проведения административной реформы, то в противовес этому партнер по коалиции теперь выступил с амбициозной идеей государственной реформы. В качестве самого большого изменения предлагается упразднить уездных старейшин.

В июле, не позднее августа министр юстиции Кристен Михал намерен обратиться к партиям, разным институтам, недоходным объединениям, местным самоуправлениям, лидерам общественного мнения и ученым, чтобы задать им три вроде бы простых вопроса: 1) какой могла бы быть идеальная Эстония, 2) что для этого нужно изменить и 3) что вы сами готовы сделать.

Цель государственной реформы состоит в том, чтобы выяснить, как государство функционирует, какие способы функционирования нас устроят, как работа распределена, например, между государственным и частным сектором. Следует прояснить соотношение между государством/местными самоуправлениями и людьми именно в части услуг.

Упразднить управы

До сих пор реформа государственного управления обсуждалась в Министерстве юстиции лишь в узком кругу, в ее основу легли предложения прежнего министра юстиции Рейна Ланга. Одно из таких предложений касается упразднения уездных управ и должности уездного старейшины.

Предлагается действующие уездные управы заменить пунктами обслуживания. Пункт обслуживания в уезде будет выполнять функцию регионального центра коммуникаций между государством/местными самоуправлениями и гражданами. Главная задача такого пункта — быть обслуживающей единицей, так сказать, местом приема документов. Пункты обслуживания могут находиться либо в каждом уезде, то есть в местах нынешнего расположения уездных управ, либо распределиться по регионам.

Ответственным за организацию оказания публичных услуг будет назначено Министерство внутренних дел. Все задачи, связанные с общим развитием регионов, то есть уездов, будут переданы местным самоуправлениям.

«Баланс в демократии местных самоуправлений как цент­ральной власти никуда не исчезнет, и у нас в Министерстве юстиции не тяготеют к лозунгам — сделать такую карту или другую, — мы можем говорить о сути того, как государство работает для людей, — сказал министр юстиции Михал, по оценке которого, на реформу уйдут годы. — Сколько лет потребуется, пока не знаю. Это зависит от того, насколько конкретно и в каком темпе мы сможем заниматься реформой».

По словам Михала, цель не в том, чтобы оставить без работы министра по делам регионов. «Цель состоит в том, чтобы пересмотреть управление в полном объеме: все регуляции правительства, все регуляции государства — что и как работает, и работает ли, и возможно ли все это улучшить и упростить, — сказал он. — Пересмотр внутригосударственной организации труда проистекает из наших рабочих планов, это стоит следующим после проведения реформы публичной службы».

Работа министерств

Помимо вопроса уездных старейшин пересмотрена будет также работа в министерствах.

Возможно, будет взвешен вопрос объединения Министерства образования и Министерства культуры, например, таким образом, как это было записано в Законе об организации управления в 1938 году — под названием Министерства образования, или как в 1992 году — под названием Министерства культуры и образования.

Что касается канцлера министерства, то в этом вопросе принципиальных изменений не предвидится: канцлер останется руководителем министерства, деятельность которого зависит от распоряжений министра. Но поскольку и министр, и канцлер, оба являются руководителями министерства как учреждения, то в будущем нужно будет уточнить объем управленческих функций, входящих в их компетенцию.
Еще проектом предусмотрено сократить уровни управления в министерстве и упразднить должность заведующего отделом. Функции этой должности будут переложены на вице-канцлеров, руководящих отделами, и руководителей служб.

Для этого придется изменить структуру министерства: чтобы в одной службе помимо руководителя было как минимум три чиновника, а в отделе — как минимуму две службы. За основу взята модель Министерства юстиции, однако до сих пор нет оценки того, является ли эта модель самой подходящей и для других министерств.

В ходе государственной реформы, которая начнется в ближайшие месяцы, все прежние анализы будут пересмотрены, и к ним будут добавлены свежие оценки и предложения.

КОММЕНТАРИи

Кен-Марти Вахер

министр внутренних дел (IRL)

Четкая позиция IRL состоит в том, что нам необходима мощная административная реформа, которая будет проведена по существу. Необходимость в этом неоднократно подчеркивалась как госконт­ролером, канцлером юстиции, ОЭСР, так и разными специалистами.

Например, по оценке Юри Райдла, административная реформа неизбежна, поскольку очень многие небольшие местные самоуправления Эстонии не могут предоставить своим жителям качественные публичные услуги. Такая ситуация, по его мнению, противоречит Конституции, и перед Рийгикогу стоит задача разрешить это противоречие, дабы обеспечить основные права граждан. Однако реальность такова, что у других партий до сих пор не было политической воли, чтобы поддержать эту идею, поскольку в реформе имеются положения, которые могут в кратковременной перспективе оказаться непопулярными.

В отношении административной реформы надо, прежде всего, исходить из потребностей населения — как обеспечить, чтобы государство как на уровне цент­ральной власти, так и местных само­управлений могло предложить наилучшую из возможных услугу с разумными расходами. Во всяком случае, самоуправления должны стать более действенными, и, хотим мы того или нет, стать больше.

Урмо Кюбар
руководитель союза некоммерческих организаций и фондов Эстонии

Прежде всего, я бы хотел узнать у министра юстиции, проработаны ли и каким именно образом результаты недавних инициатив, когда тысячи людей уже дали ответы на схожие вопросы: в 2009 году прошел мозговой штурм «Сделаем: Моя Эстония», а в 2010-2011 годах под началом Фонда развития было представлено видение будущего Эстонии.

Не вдаваясь в детали и «оставаясь при своем мнении», отмечу, что, с моей точки зрения, в идеале Эстония должна быть такой, чтобы гражданская инициатива и публичная власть работали сообща. Это касается как принятия решений по вопросам, касающимся общих дел, так и предоставления услуг. Начиная с того, чтобы совместно обсуждать важнейшие потребности, возможные решения, принимать решения и совместно претворять их в жизнь.

Сейчас кое-где элементы этого встречаются, однако вместо равного партнерства куда более распространены отношения начальника-подчиненного или клиента — обслуживающего персонала, т.е. постановка другой стороны перед фактом или же предъявление требований сердитым тоном.

Результат таков, что находящиеся у власти не уважают народ и наоборот. Это не слишком эффективный способ организации общества.
 

Комментарии
Copy
Наверх