Новые сельские магазины получают госдотации

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам одного из инициаторов возрождения магазина в Валгъярве Хелье Андрессоо, будущее магазина   зависит только от покупателей.
По словам одного из инициаторов возрождения магазина в Валгъярве Хелье Андрессоо, будущее магазина зависит только от покупателей. Фото: Силле Аннук

Три года назад в Валгъярве закрылся местный магазин Пыльваского потребсоюза, а год назад закрылась основная школа. Этой весной в Канепи свою деятельность прекратила ближайшая спасательная команда. Звучит, как некий  рапорт об усыхающих эстонских деревнях, как, впрочем, и десятки похожих историй.


И на этом фоне, как маленькое чудо, месяц назад в Валгъярве опять открылся магазин.

Основным «виновником» этого оказалась местная предприимчивая семья, которая решила рядом со своим кафе отремонтировать помещения бывшего магазина и более того — открыть в августе косметический салон, где вам сделают прическу, маникюр, педикюр и массаж. Плюс зона WiFi, наличие которой указано в обязательных требованиях ко участникам программы поддержки.

Как признала Хелье Андрессоо, основным толчком к проявлению этой инициативы стала пилотная программа создания центров оказания услуг, которая в этом году впервые, пока еще в порядке эксперимента, поддерживает развитие услуг населению и открытие новых магазинов в трех уездах Юго-Восточной Эстонии: Пыльвамаа, Вырумаа и Валгамаа.

«Вполне возможно, что магазин бы здесь и так открыли, но программа придала уверенности, и мы начали уже этой весной», — сказала она.

Магазин оживляет сельскую жизнь

Отец семейства Андрус Андрессоо тоже говорит, что они не стали бы заниматься магазином, но как только услышали о программе, то это их подтолкнуло. Хотя решения о присоединении к программе всем подавшим ходатайства пришлось ждать дольше обещанного — до середины июня, то есть до того времени, когда магазин в Валгъярве уже открыл свои двери. Это значит, что первоначальные затраты были сделаны на свой страх и риск.

Самостоятельно держать магазин семья бы не решилась, для начала они нашли партнера в лице фирмы Meie-kett (AS RRLektus), которая оперирует более 40 магазинами в различных уездах Эстонии.

«Они действуют на большой территории, поэтому получают товары по соответствующим ценам и способны конкурировать с остальными», — пояснила Хелье Андрессоо. Она тоже считает, что держать маленький магазин в одиночку очень сложно, потому что оптовые продавцы делают более существенные скидки большии торговым сетям, которые разом берут очень много товара, чем мелким торговцам.

«Все же выбирают, чтобы купить товар как можно дешевле», — говорит она о сельских жителях, доходы которых весьма ограничены.

Максимальное пособие, предусмотренное на один проект, составляет 20 000 евро, валгъярвеский магазин и центр услуг получили чуть больше 15 000 евро, из которых к настоящему времени получено 40 процентов. Скоро должно поступить еще 20 процентов, а через год, т.е. в конце программы, ожидаются последние 40 процентов.

«Все эти деньги уже потрачены», — рассказывает Хелье Андрессоо на фоне жуткого шума дрели, доносящегося из соседнего помещения, где будет работать парикмахерская и массажист.

«Сейчас я уже вижу, что покупатели появились, как это было в то время, когда здесь был кооперативный магазин, а некоторое время назад еще вообще никого не было видно», — говорит предприимчивая женщина о том, что с возобновлением работы магазина жизнь на селе, где живет несколько сотен человек, опять забурлила. Как будто бы проснулись после летаргического сна.

То же самое говорит и Карин Андрессоо, которая станет руководителем открывающегося здесь пункта обслуживания. Когда полдома стояло в страшном запустении, то люди все время спрашивали, когда же вы тут магазин сделаете. Она надеется, что с предприимчивой молодежью, которая сама верит в успех этого дела, она успешно наладит работу парикмахерской, массажной и других бытовых услуг.

Вообще-то вся эта идея создания центра обслуживания родилась потому, что у парикмахера не было работы, а ездить работать в Тарту было невыгодно.

«В свое время я видел, как приезжал экскаватор и копал  здесь котлован для фундамента, — рассказывает местный житель Ууно Конт историю более чем 40-летней давности. — Магазин был, пожалуй, единственным местом, куда ходил народ. Его закрытие оказалось для жителей большим ударом. Для тех, у кого есть машины, это не было проблемой, но ведь у нас очень много пенсионеров. Дай бог, чтобы теперь было все хорошо!»

В то же время экс-политик Юри Мыйз в своем недавнем интервью Postimees заявил, что почти все инвестиции в сельскую  местность оказались ошибкой. На фоне этих высказываний инициативы предпринимателей кажутся попытками плыть против течения.

А не станет ли эта программа поддержки сельских магазинов еще одной попыткой вдохнуть жизнь в безнадежно погибшее дело?

«Я надеюсь, что в нашем случае это не так», — говорит Хелье Андрессоо, у которой уже 20-летний опыт предпринимательства в семейной фирме вместе с супругом. Они также занимаются сельским хозяйством и транспортировкой молока.

На этот же вопрос отвечает советник отдела регионального развития МВД ЭР Мадис Калдмяэ, который считает, что в определенной степени госбюджет и расходуется на исправление ошибок, которые не смог решить рынок.

Будущее — в руках народа

Программа поддержки сельских магазинов родилась в долгих дискуссиях при участии местных руководителей, и для начала она проводится лишь в небольших размерах только в трех уездах, чтобы посмотреть, как она будет работать. Решение о ее продлении пока еще не принято.

Программа не предназначена для покрытия текущих расходов, поэтому возможность устойчивого продолжения функционирования объекта стало самым важным критерием при рассмотрении ходатайств, чтобы созданные в рамках проекта объекты по обслуживанию населения продолжили свою работу после его завершения.

Калдмяэ подчеркивает, что речь идет не о постоянной поддержке, а лишь о частичном возмещении стартовых расходов на расширение ассортимента предлагаемых услуг, общая логика которой заключается в поддержке оказания общих услуг, что актуально во всей Европе. По его словам, цели этой программы похожи на цели программ Leader.

«Если в некоторых районах вокруг этой инициативы начнет оживляться и сельская жизнь, то это будет означать, что она приносит пользу», — считает Калдмяэ.

Хотя условия программы и  допускают тратить средства на заработную плату людей, работающих у них в течение года, в Валгъярве на это не пошли. «Если строить на средства поддержки, что будет через год, когда период субсидирования закончится? — вопрошает Хелье Андрессоо. — Вообще-то, как пойдут дальше дела в магазине, зависит от народа».

Комментарии

Юри Мыйз
министр внутренних дел (1999), мэр Таллинна (1999–2001)


В конце концов люди принимают важные решения на рациональной основе. Но им нельзя подавать неправильные идеи, как это было с переводом Миноб­разования в Тарту.
/.../ Когда я был политиком, то говорили о хуторах для поселенцев, привлечении людей в сельскую местность, а также о том, что и на селе должны жить люди. Это не прилично со стороны государства, просто обман людей.

Между прочим, мне удалось аргументировать, что все построенные вне Большого Таллинна за последние десять лет строения, кроме инфраструктурных, оказались инвестиционными ошибками. (Из интервью PМ 18.06)

Рандо Вярник
директор Экономико-социального института Эстонского аграрного университета


Сегодня еще рано подводить итоги этой программы. По наитию могу сказать, что это попытка что-то спасти, ведь как-то надо поддержать сельские магазины.

Я не разделяю идею Юри Мыйза собрать всю жизнь лишь в нескольких центрах, это может привести к опасности, что скоро мы окажемся без Эстонии. Поэтому отсталые районы нуждаются в региональной помощи.

Но рядом должно появиться региональное предпринимательство, а то скоро субсидированные сельские магазины окажутся в такой ситуации, что в них ходит слишком мало народа.

Разумеется, стоит, в том числе и по соображениям эффективности расходования средств, организовать местные услуги таким образом, чтобы у сельских магазинов было многое.

Некоторые магазины, благодаря субсидиям, получат определенные конкурентные преимущества, по сравнению с теми, кто субсидий не получает. Станет ли это реальной проблемой, сказать не берусь.

Встает вопрос, насколько разумно будут использоваться субсидии, станет ли от этого легче жизнь конкретного человека на селе или нет.  

Если частный предприниматель откроет магазин, который раньше фирма закрыла, то у предпринимателя, очевидно, есть какая-то иная мотивация взять на себя этот риск.
Если местный предприниматель будет думать о более широкой пользе обществу, чем только бизнес, то это будет просто здорово.

Есть ли в маленьком магазине польза от беспроводного Интернета?

Магазин Söödi в Мааритса, расположенный возле дороги Выру — Тарту, тоже один из участников программы поддержки сельских магазинов, поэтому WiFi здесь работает.

Линда Кивиметс поначалу была совсем не в восторге от подобного нововведения. По ее словам, придет молодой человек с лаптопом, положит его в узком проходе на холодильник, позанимается своими делами и уйдет, не купив даже спичек.

Сам магазин с этого не имеет ничего, скорее, даже наоборот, пользователи Интернета будут мешать настоящим покупателям.

Но она не столь категорична, чтобы сразу же объявить начинание, изначальная цель которого была привлечь народ в магазин, неудачным.

«Надеемся, что оборот вырастет и поможет магазину выжить, поскольку без магазина деревня будет мертва», — убеждена Кивиметс.

По ее словам, все равно речь идет только о том, чтобы свести концы с концами, а думать о получении прибыли в маленьком сельском магазинчике не стоит.

Хотя Мааритса расположена в идеальном месте, у большой дороги, а не где-нибудь в дебрях. РМ

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх