Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Памятники старины позабыты

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото статьи
иллюстрация: Pm

З0 мая сбылся один из страшных снов таллиннских защитников памятников старины — крыша и внутренние поещения исторического здания больницы Сеэвальд погибли в пламени пожара.


Правда, этот пожар не был таким страшным, как предыдущий. Зимой 1996 года пожар вспыхнул в лечебном корпусе тогдашней Таллиннской психиатрической больницы. Во время пожара погибли восемь пожилых пациентов, семь пациентов были доставлены в больницы с ожогами. Здание стоит в руинах до сих пор.

«Эти развалины предупреждают нас о том, что происходит с памятником, если после пожара о нем забывают», — говорит главный специалист отдела памятников старины Таллиннского департамента культурных ценностей Артур Юмар.

Этот  наглядный пример был у всех на глазах, и нынешнему владельцу зданий Сеэвальд — целевому учреждению Северо-Эстонской региональной больницы (PERH) — было направлено письмо с требованием возвести над сгоревшим лечебным корпусом крышу и привести в порядок ценные архитектурные детали.

Когда и что собирается предпринять со зданием PERH, защитникам памятников старины неизвестно, поскольку больница ответом их не удостоила. На запрос Postimees член правления больницы Свен Крууп ответил, что проект новой крыши готов и в ближайшее время больница объявит тендер на ее строительство.

«Со здание убраны пострадавшие в огне конструкции крыши до пола третьего этажа, — сообщил Крууп. — На нижних этажах снят настил пола, чтобы здание подсохло после того, как его залили водой при тушении. Исторически ценные детали демонтированы и хранятся отдельно».

Но защитников старины беспокоит не только судьба двух сгоревших лечебных корпусов. В историческом комплексе Сеэвальд, где сейчас расположена психиатрическая клиника PERH, 16 памятников строительства, многие из которых находятся в весьма плачевном состоянии.

При входе на территорию клиники через пешеходные ворота со стороны Палдиски маантеэ бросается в глаза бывший домик сторожа. На окнах деревянного домика решетки, но стекол в них нет, поэтому можно увидеть загаженные внутренние помещения.

Юмар вспоминает, как много лет назад, когда один из его коллег отправился проверять состояние здания, то внутри нашли разложившийся труп.
«Это наглядно показывает отношение — эти здания никого, кроме защитников памятников старины, не интересуют», — констатирует Юмар.

Забор скрывает с улицы еще одно пустующее здание с железной дверью и решетками на окнах. Решетки на одном из задних окон кто-то расширил настолько, что через них может пролезть худой человек.  У подвала здания двери инет вообще, и там можно видеть достаточно свежие следы жизнедеятельности человека.

Пустуют еще два здания из известняка и один деревянный домик — бывший домик врача.
«Это следующая кандидатура на пожар, — с грустью в голосе замечает Юмар. — Если окна и двери здания закрыты, то большего мы не имеем права требовать. Мы предложили представителям PERH, что если нет возможности содержать все в порядке, разбить территорию на участки и продать их».

Крууп пояснил, что больница, как и любое другое предприятие должно обходиться теми средствами, которые зарабатывает.

«Средств на реставрацию памятников у больницы нет, — говорит он. — В следующем туре распределения финансирования из структурных фондов ЕС больница планирует ходатайствовать о средствах на строительство современной психиатрической больницы. Если удастся их получить и построить новую клинику, тогда можно подумать и об отчуждении комплекса Сеэвальд».

История больницы Сеэвальд
Больничный комплекс Сеэвальд на Палдиски маантеэ, 52 расположен на территории построенного в XIX веке врачом Самуэлем Рейнхольдом Винклером летнего поместья Сеэвальд (Мериметса) с примыкавшим к нему лесом. В 1898 году этот участок недвижимости был подарен Эстляндскому обществу ухода за душевнобольными.

Для нужд больницы были использованы постройки летнего поместья из дерева и камня, которые и поныне сохранились вдоль Палдиски маантеэ. С 1901 по 1903 год были пристроены еще четыре каменных здания из известняка.

Больница начала работать в 1903 году. Первоначально в ней было предусмотрено 106 койко-мест для больных, которых обслуживал персонал из 22 человек, в том числе четыре врача.

Составленная в 1901 году Акселем фон Ховеном планировка задала структуру комплекса больницы. Была сохранена являвшаяся осью поместья дорога с севера на юг, по обе стороны которой с 1901 по 1903 год построили четыре симметрично расположенных здания.

Это был мужской и женский корпуса лечебницы, хозяйственное и машинное здания. Другие здания летнего поместья — сарай, каретный сарай, ледник и небольшие жилые помещения — тоже были приспособлены для нужд больницы.

Здания лечебниц были хорошо по тем временам технически оснащены — канализацией, паровым отоплением, электричеством, лифтами для подачи пищи и белья. В царское время больница Сеэвальд считалась одной из передовых, где внедрялись новые направления тогдашней психиатрии.

В 1907 году было решено пристроить еще четыре корпуса лечебных зданий. При их строительстве старались избегать традиционного больничного вида — они по своему облику напоминают виллы в стиле heimat.

Застройка велась вдоль центральной аллеи в направлении моря. После II мировой войны в юго-западной части парка был построен крупный комплекс поликлиники, у Мериметса теэ — складские и производственные площади.
В 1980 году было построено новое административное здание с поликлиникой.

Комментарии

Ключевые слова

Наверх