Храм освящен, стройка идет, а покоя нет

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Общий план стройки
Общий план стройки Фото: Вера Копти

«ДД» уже сообщал, что 18 июля должно было состояться торжественное освящение краеугольного камня строящегося в Палдиски храма Преподобного Сергия Радонежского. И оно состоялось.

На молебне, который отслужил глава Эстонской Православной Церкви Митрополит Корнилий, присутствовали сотни людей, в том числе не только из Палдиски. Многие осматривали уже сделанное и  вспоминали бурьян и развалины, на которых собирались асоциалы и прочие темные личности, которых в городе, к сожалению, хватает.

После торжественного молебна предстоятель Эстонской  Православной Церкви Московского патриархата  Митрополит Корнилий сказал «ДД»:

«Когда мы сегодня читали здесь молитвы, то просили у Бога, чтобы этот храм сохранился как святое место, чтобы не возвращались те ужасные времена, когда храмы уничтожали. Настало другое время, и будем надеяться, что в этом храме люди найдут и утешение свое в горе, и смогут поделиться своими радостями, и здесь будет средоточие духовной жизни  людей этого города, которые будут приходить сюда для того, чтобы  почувствовать силу и благодать  Божью».

В память  об отце

Сергей Чаплыгин, основатель Благотворительного фонда памяти Бориса Чаплыгина, из которого финансируется строительство, поблагодарил Эстонскую Православную Церковь Московского патриархата, городские власти и горожан за то, что  поддержали инициативу его семьи: «Этот храм строится  в память о моем отце Борисе Васильевиче Чаплыгине, который скоропостижно ушел из жизни. В последние годы он работал и жил в Палдиски и сделал очень многое для развития города.  Этот человек достоин,  чтобы  о нем помнили, и семья решила почтить  его память. Так совпало, что  православная община города Палдиски, с которым связана часть  моей жизни, нуждалась в новом храме. Мы откликнулись на данное пожелание, и вот с благословения  Митрополита Корнилия был заложен краеугольный камень этого храма. Мы видим сейчас, сколько людей  пришло сюда, и понимаем, что храм будет востребован.

Хотелось бы, чтобы этот храм стал подарком от всех жертвователей, а это не только моя семья, это друзья, коллеги, другие люди, которые откликнулись и еще откликнутся. Храм  строится всем миром. Я надеюсь, что этот храм будет подарком не только жителям Палдиски  и близлежащих районов, но и  из других городов будут приходить сюда  и молиться люди. Но у меня есть личное пожелание,  и хочется, чтобы святые отцы откликнулись на него: чтобы служба велась не только на русском, но и на эстонском языке. Моя бабушка – православная эстонка, и я хотел бы,  чтобы к моей просьбе отнеслись с пониманием».

Храм раздора

Незадолго до молебна вышла статья еженедельника Eesti Express под заголовком  «В Палдиски тайно строят новый православный храм». Статья взволновала  верующих  и вызвала массу негативных комментариев среди антирусски настроенного населения. На сайте Палдиски в регистре документов для всеобщего обозрения выложено постановление Таллиннского административного суда на основании жалобы жительницы города Марики Эомыйз. Именно на этой жалобе и была основана публикация солидного еженедельника.

«ДД» ознакомился с материалами дела подробнейшим образом, связался с г-жой Эомыйз и попросил ее уточнить, какие, собственно, проблемы, кроме того, что храм строят рядом с ее домом, вызвали  столь негативную реакцию вплоть до желания начать судебный процесс. Г-жа Эомыйз на наши вопросы ответила и потребовала опубликовать ее послание без купюр.

Ответил на часть претензий г-жи Эомыйз и многократно упомянутый ею в письме Николай Пичугов, председатель городского собрания Палдиски. На часть, потому что сыр-бор разгорелся из-за строительства храма, и сегодня мы говорим именно об этом. Об остальных проблемах, которые, с точки зрения горожанки,  гнездятся  в городе, нужен отдельный разговор.  Кроме того, обвинения, например, в коррупции должны быть доказательны, иначе могут трактоваться как клевета и стать не только темой наших следующих публикаций, но и ответных жалоб.

Марика Эомыйз: Бабушка была бы недовольна

«Важный для города объект строится без детальной планировки, следовательно, он не проходил обязательных для демократического государства этапов, включая публичное обсуждение, в ходе которого жители города могли бы высказать свое мнение.  Планирование общественного пространства должно быть выполнено продуманно, а не под влиянием эмоций и с нарушением закона. Сегодняшняя практика городского планирования в Палдиски привела к тому, что Палдиская мэрия бесплатно получила от государства участки земли для строительства социальных объектов, но в городе все еще нет кинотеатра, театра, дома культуры, молодежного центра, центра по интересам, а переданные городу участки оказались в руках  городских руководителей или принадлежащих им фирм.  На месте здания бывшего учебного центра подводного флота, в котором мэр города Каупо Каллас обещал открыть молодежный центр, раскинулся технопарк, интересы которого представляет председатель Палдиского городского собрания Николай Пичугов.

По информации, полученной из суда,  я поняла, что место нахождения церкви обсуждалось и выбиралось из нескольких вариантов,  и окончательное решение было за строителями. Не нужно быть журналистом, чтобы понять,  что не строитель выбирает место для строительства. Мне до сих пор неизвестно, какие участки были предоставлены на выбор, кто конкретно выбрал именно это место и на каком основании. На просьбу прислать мне копию проекта церкви из мэрии мне ответили, что для этого я должна получить согласие архитектора и заплатить гонорар. Я обратилась в архитектурное бюро Hendrikson ja Ko и сообщила, что готова им заплатить и получить копию проекта. Там ответили, что проект еще не готов, его в ближайшие дни передадут фонду Uus Laine (является одним из соучредителей Благотворительного фонда памяти Бориса Чаплыгина – прим. ред.), согласно их  договору с  Uus Laine, они не могут передавать проект третьим лицам. В это самое время строительство уже было в полном разгаре.

Для протеста против строительства церкви имеются три  основные причины. Во-первых, председатель горсобрания Николай Пичугов, мэр Каупо Каллас и руководитель отдела развития Регина Рассь оформили поддельные документы при выдаче разрешения на реновацию корпуса больницы (на месте которого строится церковь – прим. ред.). Руководство города предпринимает коррупционные действия, а это неприемлемо. Во-вторых, мэр Каупо Каллас утверждает, что  строительство ведется в общественных интересах. На самом деле, в Палдиски имеется охраняемое как памятник старины здание православной церкви, в котором  поменяли окна и крышу. Но по каким-то причинам руководство города повернулось к этой церкви спиной. В общественных интересах было бы построить дом культуры, молодежный центр и привести в порядок имеющуюся православную церковь.  В-третьих, причина моего протеста связана с тем, что основанный терминалом  Alexela благотворительный фонд Uus Laine, которым руководит председатель горсобрания Николай Пичугов,  строит церковь в спешке и с нарушением законодательства именно потому, что  рассчитывает получить на следующих выборах больше голосов, чем  на предыдущих.   Я не знаю, как это толкует  закон, но я называю это скрытым финансированием избирательного союза  Uus Laine, так как благотворительный фонд и избирательный союз имеют одно и то же название и один логотип, а следовательно, председатель горсобрания представляет интересы не города Палдиски, а Uus Laine.  

Я родом из верующей семьи, мой дед был  на протяжении десятилетий церковным старостой, и я знаю, что нечестно и не в благовидных целях построенная церковь принесет людям только несчастья. Я смотрю в окно и вижу, что даже в выходной день  под сильным дождем и штормовым ветром продолжается возведение церковных стен, и думаю: что бы по этому поводу сказала моя бабушка?»

Николай Пичугов: Всё в рамках закона

Председатель городского собрания Палдиски и одновременно член правления фондов Uus Laine и памяти Бориса Чаплыгина ответил  на претензии Марики Эомыйз:

«Как выбирался участок? Мы (cоучредители Благотворительного фонда памяти Бориса Чаплыгина – прим. ред.) изучили карту города,  и среди десятка пустующих мест искали такое, где можно построить храм с учетом его расположения по сторонам света, ведь известно, что алтарь должен «смотреть» на восток. И наконец нашли этот, который подходил оптимально. Оппонент считает, что нужно было всем городом обсуждать место, где строить храм. А зачем? Это – частная земля, частный проект, частные деньги. Городские средства не имеют к покупке никакого отношения, равно как и Uus Laine является всего лишь соучредителем  фонда, а не собственником ни земли, ни строения.

Этот участок было очень тяжело купить юридически.  По документам на территории находилось строение, но фактически его не было, сохранились лишь остатки фундамента. Бывший собственник, в отношении фирмы которого велось банкротное производство, еще в 2007 году ходатайствовал о сломе этого строения, но вышло так, что снес он его только фактически, а юридически снос не оформил.  То есть по документам больничный корпус остался на месте. Физически его нет, но глаза чиновников «видят» его на участке. Поэтому начать новое строительство можно было, только оформив его как реконструкцию.

Город и фонд Бориса Чаплыгина провели консультации с юристами и поняли, что можно начинать строительство  без детальной планировки. Детальная планировка необходима для установления разрешения на строительство на конкретной  территории и изменения назначения земли. В данном случае назначение земли – земля под общественные постройки. Храм является общественной постройкой?  Является.  Площадь имевшегося на плане строения равна площади  строящегося храма. Раз детальная планировка не являлась необходимой, не было необходимым и ее обсуждение. Масса юристов просмотрели документы и  не нашли никаких нарушений.    Правда, снесенное здание было невысоким, а храм будет высотой 24 метра.  Но генеральный план развития города не предусматривает ограничение высотности.

Во всяком случае,  будет сделана детальная планировка городского парка, в которую будет включен участок  со строящимся храмом и новая пешеходная дорожка на центральную улицу.

В своем письме в редакцию г-жа Эомыйз не упомянула еще об одной причине своего протеста против строительства церкви. В жалобе в судебные инстанции она подробно написала о том, что храм закроет ей солнце. Мы заказали  и получили  официальный отчет об инсоляции: до постройки храма солнце светило в окна г-жи Эомыйз  7 часов 44 минуты. После окончания строительства это время не уменьшится ни на секунду. Тень от церкви не достает даже до фасада.

Действующая сейчас в Палдиски православная церковь великомученика и целителя Пантелеймона перестроена из жилого дома. Там нет канализации, дом не держит тепло,  летом в помещении жарко, а зимой холодно, да и места для молящихся мало. Церковь  находится в узком пространстве между двумя многоэтажными домами. Что же касается Георгиевского храма, про который пишет г-жа Эомыйз, то он принадлежит Константинопольскому патриархату, является памятником архитектуры, и поэтому его нельзя перестраивать. Его надо восстанавливать как  достопримечательность, но это уже другая история».

Суд стройку  не остановил

Таллиннский административный суд, получив жалобу г-жи Эомыйз, своим распоряжением от 12 июля 2012 года не удовлетворил требование приостановить строительство на время судебного разбирательства. Время первого судебного заседания еще не назначено. Стройка продолжается.

Комментарии
Copy
Наверх