Власть № 4: цирк по имени Эстония

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Эстонии все равны, но у некоторых есть еще и презумпция невиновности.
В Эстонии все равны, но у некоторых есть еще и презумпция невиновности. Фото: Фото: Scanpix / Postimees

На этой неделе в эстонских СМИ обсуждались лондонская Олимпиада, автобусные полосы раздора и финансирование белок.

«Все мы помним, что когда ввели евро, власти пообещали, что товары не подорожают, – сокрушается Õhtuleht. – Цены выросли, и это быстро объяснили: евро ни при чем, это всё мировой рынок и другие непреодолимые силы. Теперь мы видим, что в Эстонии цены выросли больше и продукты питания дорожают быстрее, чем где бы то ни было в еврозоне». Сразу после перехода на евро продавцы затянули ремни, отмечает газета, зато теперь они отыгрываются на покупателях, стремясь вернуть недополученную прибыль, да еще и с процентами.

Между тем зарплаты наши растут не так быстро, а впереди – осень и зима тревоги нашей, когда повышение коммунальных расходов заставит жителей Эстонии потреблять еще меньше. Недополученная прибыль продавцов увеличится, а значит, цены могут взлететь опять. Редакторы Õhtuleht предсказывают самый живодерский вариант: когда цены вырастут так, что народу станет совсем невмоготу, местный рынок переделят и все придет в норму. А до тех пор – страдай, Эстония!

Всем сестрам по кольцам

Eesti Päevaleht гневается на наших спортсменов, которые оправдывают собственные неудачи чем попало: «“Чуть-чуть не хватило”, “не знаю, что случилось”, “вполне мог победить”... Конечно, обвинять в чем-то спортсменов жестоко и несправедливо. Мы не знаем, что происходит в их мышцах и головах, и почти никто из нас не может даже вообразить, какого самоотречения, какой собранности требуют состязания подобного уровня. И все-таки, если судить по словам, создается впечатление, что в Лондон поехали не лучшие спортсмены страны, а смущенные дети». Кто-то не услышал стартового пистолета, кто-то мог бы выиграть гонку, но не решился выложиться по полной... «Год за годом мы слышим одно и то же. Пусть на этой Олимпиаде спортсмены учатся – на следующей фразы типа “мог бы” и “не знаю, что случилось” их уже не оправдают».

Однако местные реалии все равно волнуют колумнистов больше лондонских. Лаур Уудас пишет в Õhtuleht о том, как в лондонской студии ETV подобострастный журналист робко интервьюировал лучащегося спокойствием Ансипа. В Postimees Ахто Лобьякас обращает внимание на не самый очевидный аспект Олимпиады: уже двух спортсменов не допустили до соревнований, потому что они запостили расистские твиты. «Что тут такого, почешут в затылке некоторые эстонские читатели, воодушевленные местными лидерами общественного мнения, которые в сумерках Европы вновь чувствуют себя как дома». Пора уже и нам перенять европейские ценности, «такие, как мораль и этика, обязывающие нас воспринимать другого человека как себя самого... Ни одна британская газета не позволит себе ни одного оскорбления в адрес сограждан с неевропейскими генами». Слова «русский» в мнении Ахто Лобьякаса нет, но в контексте оно напрашивается – не об африканцах же регулярно высказываются местные лидеры общественного мнения...

Полосы раздора

Активно обсуждается в СМИ появление в Таллинне дополнительных автобусных полос. Eesti Päevaleht считает, что главная беда «автобусных полос, нарисованных за одну ночь под предлогом ускорения общественного транспорта, – отсутствие системного архитектурного мышления, продуманного проекта, который учитывал бы материальную, культурную и идеологическую среду». Газета тем не менее признает, что «на фоне мирового энергетического кризиса, подорожания топлива и глобального потепления выбор в пользу общественного транспорта – показатель передового и хозяйственного подхода». Но вопросов к столичным властям у редакторов EPL много, и главный – «не где устраивать автобусные полосы, а какой Таллинн мы желаем видеть?» Какой же?

Куда острее реагирует инженер Мярт Тедер, написавший в Postimees мнение «Цирк по имени Таллинн»: «Почти каждый день мы читаем о том, как любимый транспортный департамент столицы усложняет жизнь нам, автомобилистам. Ситуацию с общественным транспортом улучшают за наш счет, а нас считают лишней нагрузкой на дорожное движение. И вообще, пусть люди ездят в автобусах, а не щеголяют своими машинами».

Инженер Тедер описывает свои мучения: как раньше он полтора часа ждал автобус, как потом долго трясся в холодной железной коробке, набитой какими-то отщепенцами... То ли дело – личное авто! Никаких, понимаете ли, отщепенцев. «Мои родители небогаты, я не занимаю высоких постов, я довольно обычный человек, у меня довольно обычная работа и довольно обычная зарплата, и все-таки я нашел средства, чтобы приобрести автомобиль, и желаю им пользоваться... Чтобы пересадить автолюбителей в автобусы, недостаточно просто написать на полосе слово BUS. Надо уплотнить графики движения, поддерживать порядок в общественном транспорте и как следует продумать маршруты».

Портал Delfi отмечает, что Таллинн движется «в дорожный ад»: «Кому выгодны автобусные полосы? Автомобилистам из Пирита они по понятным причинам не нравятся. Если посмотреть на парковки в Ласнамяэ, станет ясно, что и тамошние жители их не одобряют... Если сегодня столичная дорожная сеть не выдерживает возросшей нагрузки, разве логично еще больше уменьшать ее пропускную способность?» Delfi не удивится, если в итоге правительство изменит закон и позволит пользоваться полосами BUS всем желающим. Ну а Õhtuleht, в целом одобряя действия столичных властей, призывает отцов города самих ездить в автобусах, иначе как-то непедагогично выходит.

Из жизни алкоголиков

«Что мы должны думать о финансировании белок?» – спрашивает Õhtuleht, не желая замалчивать скандал вокруг реформистов. Редакторы газеты замечают, что шишек из этой партии беспокоит не только следствие, но и буча в прессе. «Семичасовой марафонский допрос члена правительства при поддержке крутого адвоката наводит на мысль: что происходит в эстонском государстве?» И вот уже министры в едином порыве твердят о презумпции невиновности, а также о журналистской предвзятости. «Удивительным образом никто не говорил ничего похожего про Виллу Рейльяна и процессе об обмене земель, – подмечает газета. – Более того, страна была в замешательстве, когда суд всех оправдал».

Впрочем, словосочетание «презумпция невиновности» выучил пока не каждый. Скандал с финансами Реформистской партии может наводить на любые мысли, но хуже центристов все равно никого нет, что и демонстрирует писатель Андрус Кивиряхк в Eesti Päevaleht. «На деле то, что происходит, реформисты должны воспринимать как комплимент. Все-таки в них еще верят, их считают способными к исправлению. Скажем, на Центристскую партию все уже давно махнули рукой. Сависаар тоже оказался не так давно в центре очередного скандала, но его делишки уже никому не интересны. Опять какое-то жульничество – чего тут удивляться? Все знают, что Центристская партия полнится такими делами, как весенняя лужа – головастиками». Такая вот презумпция.

Далее Кивиряхк сравнивает реформистов с алкоголиком, которого лечат, потому что его можно вылечить – в отличие от «тех братиков, которые валяются по кустам и хлещут одеколон... Реформисты должны быть искренне рады тому, что их не ставят в один ряд с Сависааром, а не жаловаться, что их осудили без суда и следствия». Центристам, наверное, тоже надо радоваться, что Кивиряхк о них вообще пишет. Мог бы и не писать. Или не мог бы? Но знать, что алкоголизм неизлечим, писатель все-таки должен.

Комментарии
Copy
Наверх