Власть № 4: русский мат на эстонский лад

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Новый глава Больничной кассы Танель Росс явно доволен зарплатой в 4000 евро.
Новый глава Больничной кассы Танель Росс явно доволен зарплатой в 4000 евро. Фото: Пеэтер Ланговитс

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали однополые браки, рост рейтинга Реформистской партии и нового главу Больничной кассы, но и про русский мат не забывали.

«Проникновенье наше по планете / особенно заметно вдалеке, – пел Высоцкий. – В общественном парижском туалете / есть надписи на русском языке!» Не знаю, как в Париже, не был, но в Эстонии надписи на русском встречаются часто, в том числе в газетах, – и почему-то это мат. В Postimees с подачи журналиста Прийта Пуллеритса развернулась дискуссия об эстонской обсценной лексике. Причем свои матерные слова Пуллеритс пишет через звездочки, зато выражение «Eeh, hui, nahuja dohuja nahujaril?» появляется, так сказать, в первородном виде (оно приписано русскому прапорщику и якобы означает «Слушай, дурак, ты чего столько кирзовых сапог в кучу свалил?»).

«Люди с долгой памятью должны помнить, что в СССР эстонцы считали себя культурнее русских, которые обильно сдабривали речь матерщиной. Среди русских мат был настолько распространен, что общаться можно было только на нем, – пишет Пуллеритс. – Теперь мы, кажется, русских даже обогнали». В ответ писатель Пеэтер Саутер сочинил мнение со словами bljät и joptvõi matj. Отдельного реверанса заслуживает его заголовок: «skolka možna tavarištš Pullerits?, s etam že vsjo panjatna»; пиши мы так по-эстонски, не миновать нам трибунала Языковой инквизиции.

После такого посыла (во всех смыслах слова) не стоит удивляться тому, что, по сообщению Eesti Päevaleht, эстонцы при всей любви к иностранной ономастике редко называют детей русскими именами. Ведь русские разговаривают матом! Нет, мы, безусловно, можем, и граф Толстой мог, и академик Лихачев тоже, но... С другой стороны, чувствуется, с каким наслаждением местная элита матерится на великом могучем. Не всякий русский так смогёт!

Предчувствие российско-эстонской войны

Нас по-прежнему беспокоит газопровод «Северный поток», которому Эстония в свое время так воспротивилась. В итоге трубы проложили на нейтральной полосе, но теперь «Северный поток» будут расширять – и у наших властей снова спрашивают, не хотим ли мы присоединиться. А нам и хочется, и колется. «Противостояние Эстонии не дало никаких результатов, – пишут редакторы Eesti Päevaleht, – мы остались в изоляции. Наши аргументы касались в основном экологии... Но всем давно ясно, что истинными причинами нашего отказа были национальная безопасность и политика... Возник страх, что вдоль трубы установят следящие устройства, что ее будут охранять российские военные корабли... Теперь проект “Северный поток” реализован вопреки желаниям эстонских чиновников. Корабли РФ так и так будут плавать вблизи Эстонии. По сравнению с другими угрозами безопасности (усиление России, настроения среди местных инородцев) труба на дне моря не так страшна. Бояться следует не газовой трубы, а танкового ствола. И шпионов в Минобороны – КаПо».

В Postimees больной европеец («хайге эурооплане») Март Лаар признается в том, что особого вреда «Северный поток» Эстонии не принес. Однако, считает автор, пересматривать решение не следует, потому что газопровод нам попросту невыгоден. «Говорят, если мы согласимся, это будет прорыв в эстонско-российских отношениях. Не факт, что этот прорыв нам нужен. Да и незаметно, чтобы в нем была заинтересована Россия. В Москве не хотят даже принимать нашего президента или премьера, утверждая, что для таких переговоров время еще не пришло. Как перед российско-грузинской войной в 2008 году не пришло время для переговоров с Грузией». Надо ли это понимать так, что, по мнению больного европейца, российско-эстонская война не за горами?

Метла с зарплатой 4000 евро

Вялый резонанс вызвало и назначение нового главы Больничной кассы (БК) – им стал Танель Росс. «Впечатление такое, что на эту должность продавили кандидата, уже кем-то где-то назначенного, – возмущается Õhtuleht. – Кадровая политика, при которой избранный на должность начальник остается должен тем, кто его протолкнул, усиливает вертикаль власти коалиции... Мы не знаем, как и в чьих интересах начнет мести новая метла в лице Росса, но дело идет к тому, что часть медуслуг станет платной и пациентам придется больше раскошеливаться... Ах да – первым делом совет БК увеличил новой метле зарплату: с 3500 до 4000 евро».

Портал Delfi отмечает, что Росс не видит возможности увеличить госрасходы на медицину: «В отличие от других стран ЕС, тратящих на здравоохранение около 7 процентов ВВП, Эстония так и будет расходовать на него меньше 6 процентов». Предвидится также «позитивная дискриминация» – по личному (пока) мнению Росса, толстяки и курильщики должны платить за лечение больше. Судя по фотографиям, эта мера может однажды ударить по карману самого Росса; впрочем, при эдакой зарплате можно позволить себе и ананасы, и рябчиков, и дымить как паровоз.

Eesti Päevaleht пишет: «Эстония может гордиться своей медициной...» Чувствительный читатель на этом месте отложил бы газету и принял бы валидолу, однако если дочитать редакторскую колонку EPL, окажется, что и здесь Россом недовольны: эксперты ВОЗ предостерегают Эстонию ровно от того, что хочет провернуть новый глава БК, – увеличения доли самофинансирования пациентов, – потому что эта мера чревата социальным неравенством. Но, опять же, при зарплате в 4000 евро на какое-то там социальное неравенство можно смело закрыть глаза.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх