Антиквар наполнил жизнью старый вокзал в Тарту

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яанус Идла демонстрирует только что купленные иконы. Их прежний владелец не захотел сообщить своего имени и прокомментировать продажу икон.
Яанус Идла демонстрирует только что купленные иконы. Их прежний владелец не захотел сообщить своего имени и прокомментировать продажу икон. Фото: Sille Annuk

Возраст и облик здания железнодорожного вокзала, построенного в Тарту во времена правления Александра II, не может не привлекать антикваров. Известный таллиннский антиквар Яанус Идла и его компаньоны в минувшие выходные не упустили возможность расширить свою деятельность.


Скажем прямо, что после того, как антиквар провел в Тарту три дня, ему не пришлось заказывать вагон, чтобы отвести в столицу мебель, которой самое место в магазине, торгующем предметами старины, но предложений, и по телефону, и с глазу на глаз, которые могут его заинтересовать, получил немало. Как сказал Идла, им предложили прийти посмотреть старинную мебель и картины.

Действующая в Таллинне фирма Яануса Идла, носящая его имя, уже двадцать лет занимается скупкой и продажей предметов старины. Идла, корни которого в Южной Эстонии, родился в Тарту, по образованию инженер-строитель. Старинные предметы стал собирать еще в студенческие годы, так что принятое с обретением Эстонией независимости решение открыть свое дело, связанное с предметами старины, не было неожиданным.

Скупка старины в здании вокзала

Сейчас в Таллинне у Идла два магазина, один на улице Пикк, второй — на первом этаже дома, стоящего на углу улиц Вяйке-Амеэрика и Вирмализе. Еще один магазин на паях с другом есть на Сааремаа. В Тарту его привело давнее знакомство с Айваром Роо­сааром, который будучи правой рукой бизнесмена Рейна Килка, приложил усилия для того, чтобы вернуть тартускому железнодорожному вокзалу его первоначальный облик.

«Еще в ходе работ по восстановлению здания вокзала я неоднократно бывал здесь, общался с Айваром Роосааром, который рассказывал о том, каким было здание изначально», — сказал Идла.

Тартуский вокзал вновь распахнул двери 25 июля. Когда три недели назад Яанус Идла побывал здесь, то был удивлен тем, что в здании вокзала не было почти ни души. Тогда и родилась мысль приехать сюда еще раз и организовать в зале ожидания скупку предметов старины.

После торжественного открытия здания вокзала нельзя сказать, что в нем кипит жизнь. Кроме автомата по продаже билетов, а также сладостей, прохладительных напитков и периодики, любоваться особенно не на что, разве что на вывешенные в зале ожидания лучшие работы фотоконкурса «Памятники культуры в Википедии». Правда, за это время в зале состоялся концерт ансамбля Tartu kellad.

В Тарту антиквар приехал на небольшом микроавтобусе белого цвета в надежде, что удастся разжиться мебелью и картинами внушительных размеров. В первый же день по телефону ему предложили в числе прочих предметов несколько картин, написанных маслом, и шесть графических листов Вийральта.

На вопрос, выгодно ли заниматься продажей предметов старины, Яанус Идла ответил: «Не хочется обидеть человека, у которого что-то покупаешь, но и самому в накладе остаться тоже не хочется. Конечно, я занимаюсь этим делом для того, чтобы заработать, в общем, приходится искать золотую середину».

Во время нашего разговора пожилой мужчина терпеливо ожидал за углом, чтобы пригласить Идла домой и показать старую мебель. За несколько минут до этого мужчина предложил антиквару медали и две большие иконы, которые из автомобиля, на котором приехал мужчина, помог достать коллега Яануса Идла Ахти Койтмяэ, специалист по мебели.

Продавец ничего не хотел сообщить ни о себе, ни о проданных иконах. По словам Идла, одна из икон относится к тому веку, когда был построен вокзал в Тарту (если учесть, что здание вокзала было построено 125 лет назад, то икона была написана в XIX веке. — Ред.), вторая — к прошлому веку. «Иконы достались мужчине по наследству, продать он их решил потому, что нужны деньги», — пояснил Идла.
Звонки на телефоны обоих антикваров поступали довольно часто. Один из звонивших интересовался медалью царского времени, и Идла пришлось объяснять, что продавец еще не приехал. Так что оборот в таком бизнесе может быть очень быстрым.

Когда мы поинтересовались у тартуских антикваров их мнением о Яанусе Идла, то услышали в ответ, что у коллег он пользуется доверием. К тому, что таллиннский антиквар заглянул в Тарту, они отнеслись спокойно.

Антиквары, как один, говорили о том, что их бизнес становится все менее прибыльным. С одной стороны это связано со снижением покупательной способности людей, кроме того, в последнее время скупка и продажа предметов старины все больше переселяется в Интернет, да и обилие ярмарок, на которых продают старые вещи, тоже не способствует процветанию бизнеса. Тяжелее всех приходится букинистам, которые занимаются скупкой и продажей старых книг и антикварных изданий.

Привозят в Эстонию из-за границы

По словам Идла, ситуация не столь плачевная, как может показаться, но и он столк­нулся с тем, что на продажу предлагается все меньше старых вещей, так сказать, эстонского происхождения.

Случается, что в Эстонию привозят приобретенные на аукционах за границей вещи и предметы, вывезенные много лет назад из страны. При этом Интернет, говорит Идла, только на руку.

«Сейчас в Эстонию ввозят больше старинных вещей, чем вывозят. Наши антиквары стараются скупать эти вещи, — сказал Идла. — Цены выросли, многие вещи стоят здесь дороже, чем в других странах Европы».

По словам Идла, расходы, связанные с поездкой в Тарту, превысили доходы. И хотя за пару дней он мог приобрести старые вещи и в Таллинне, Яанус намерен через месяц вновь вернуться на тартуский вокзал. Поэтому перед отъездом из Тарту Яанус Идла решил, что до следующего приезда оставит в старом здании вокзала стол, полку и стулья.

Наверх