Пеэп Мяннил и Сильвия Лотман: Природа нуждается в волках

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Волчьи выводки в Эстонии.
Волчьи выводки в Эстонии. иллюстрация: Источник: Центр экологической информации

Волк является санитаром леса, который помогает поддерживать природное равновесие. При этом люди часто не осознают тех проблем, которые помогает решить наличие волков, утверждают Пеэп Мяннил и Сильвия Лотман.

За последние два года на Сааремаа численность задранных волками овец стремительно подскочила, что понятным образом вызвало у хуторян недовольство. В СМИ нам уже доводилось читать переходящие в истерику вопли «Не сошли ли с ума волки, задирающие овец на Сааремаа?», «Волки задрали на Сааремаа более ста овец!», «Значит, волков следует уничтожить, эти убийцы губят овец ради азарта!». (Последние новости о волках стали достоянием гласности на этой неделе. — Ред.)

Поскольку снамженный современной техникой человек способен создать угрозу почти для всех биологических видов, в том числе и для себя самого, постараемся показать, насколько важную роль играет волк в природе Эстонии и почему его все-таки следует оберегать.

Здоровье лося и косули зависит от волка

У высших хищников, в том числе и у волков, важная роль в деле обеспечения равновесия нашей экологической системы. Человек и волк в качестве охотников по-разному воздействуют на здоровье добычи. Если современный охотник зачастую предпочитает охотиться на самых сильных и жизнеспособных животных (больше мяса, трофей), то волки задирают преимущественно наиболее слабых особей, главным образом молодняк и оказавшихся в скверном состоянии взрослых животных.

Тем самым волки поддерживают жизнеспособность и плодовитость поголовья животных, служащих им добычей, а вот охотники в человеческом обличье часто оказывают совершенно противоположенное воздействие.  

У хищников, разумеется, в том числе и у волков, преимущественно по причине конкуренции из-за пищи сформировался инстинкт истреблять по возможности и других хищников, которые оказались слабее. Это называется хищничество внутри гильдии. Более крупные хищники уменьшают численность более мелких хищников. У нас волк действительно способен сдерживать по регионам численность енотовидной собаки и барсука, а рысь ограничивает численность лис.

Посредством хищничества внутри гильдии крупные хищники оказывают полижительное воздействие и на третьи виды: если мелких хищников становится меньше, улучшаются условия жизни для их добычи, например, для птиц и зайцев, служащих добычей для енотовидных собак и лис.

Волк по отношению к своей добыче очень гибкий вид и в Эстонии у него, вероятно, никогда не было такой обширной кормовой базы, как сейчас. Нынешнее состояние природной среды, несомненно, выдержало бы и в несколько раз большую численность популяции волка. Следовательно, нападение волков на стадных животных никак не обусловлено дефицитом их природной пищи. Экономичность в лесу — это не просто выбор стиля жизни, а сформировавшийся в процессе эволюции механизм выживания, поэтому по возможности волк всегда выбирает самую легкую добычу, которой, несомненно, и являются овцы, пасущиеся без пастуха, пастушьих собак или приличной ограды.

Почему человек не любит волков

Да, при наличии возможности волки действительно задирают домашний скот, в наших условиях преимущественно овец, чем местами наносят существенный урон экономике села. Хотя, начиная с 2008 года, государство компенсирует непосредственный урон, нанесенный волками, эти средства возмещают отнюдь не все убытки владельца стада. Овцеводы скорей предпочтут, чтобы в ближайших окрестностях волки не водились. Волки являются конкурентами для охотников, поскольку их предпочтения по части добычи совпадают.

Возможной причиной нелюбви к волкам являются опасения за собственную безопасность. Это в основном связано с дошедшими из прошлого рассказами и легендами, однако не знающие волка и ненавидящие его люди вновь и вновь используют этот страх для манипуляции общественностью.

Хотя часто говорят, что большая часть природы Эстонии находится под охраной, на самом деле у нас нет такого количества и такого размера защищенных зон, которые в качестве единственного места обитания обеспечили бы сохранение жизнеспособной популяции волков. Поэтому мы можем сохранить популяцию волков, только используя и те территории, которые человек использует в хозяйственных целях. Чем больше численность волков, тем больше из-за ограниченности природных мест обитания они вынуждены использовать полуприродные и сельскохозяйственные территории, где предпосылок для возникновения противоречий между волками и людьми заметно больше.

Границу терпимости общества к размеру популяции волков специалисты по окружающей среде называют уровнем социально-экономической способности обеспечения численности волков. Если рассматривать Эстонию в целом, то уровень социально-экономической способности обеспечения численности волков в несколько раз ниже, чем социально-экономическая способность природных районов обитания.

Уровень социально-экономической способности разных районов различен и зависит не только от плотности населения территории и характера использования земли, но и от таких факторов, как, например, меры, предпринимаемые для охраны домашних стадных животных, опыта населения совместного существования с волками и уровня экологических знаний населения. В этом и прошлом году остров Сааремаа продемонстрировал пример значительно меньшим уровнем социально-экономической способности обеспечения численности обитания волков по сравнению с остальной территорией Эстонии.

При этом природный уровень обеспечения численности — плотность обитания видов, которые служат добычей волкам, их многообразие и их прирост — на Сааремаа безусловно выше, чем в среднем по Эстонии.

Эстония способна вместить 25 выводков волков

Министерство окружающей среды заказало программу действия по защите и контролю численности волков. Государство заинтересовано в том, чтобы избежать увеличения популяции волков выше уровня социально-экономической способности обеспечения их численности, а охотники заинтересованы в охоте на волка как в интересах контроля за численностью, так и целях способствования туризму и добыче трофеев.

Сейчас Центр экологической информации, который занимается мониторингом численности и изучением волков, поддерживает в эстонской популяции численность жизнеспособных волчих выводков в пределах 20-25, что означает, что осенью до начала охотничьего сезона в стране должно обитать примерно 200–250 волков. Прошлой осенью число волчьих выводков оценивалось в 31, поэтому с целью приведения численности волков к требуемому пределу к этой осени в прошлый сезон был назначен сравнительно большой лимит на число отстреливаемых охотниками животных. Из-за очень сложно прогнозируемой плодовитости волков первоначально оценить выполнение намеченной в прошлом году цели можно будет только в начале зимы.

Отношение общества к волкам стало более негативным из-за заметно возросшего ущерба сааремааским овечьим фермам и освещения этого в прессе. Поэтому решение следует искать с обоих сторон: во-первых, перенаправить охоту на волков в районы с более плотным населением и интенсивным овцеводством и сократить охоту в природных районах их обитания. А во-вторых, помочь овцеводам защищать свои стада так, как это делают, например, на исконных территориях обитания волков в Южной Эстонии. Волки всегда ищут себе добычу среди слабо защищенных стадных животных, поэтому они и являются санитарами леса, и знание этого должно помочь нам лучше направлять деятельность по предупреждению нанесению ущерба этими хищниками.

Об авторах. Сильвия Лотман является специалистом Фонда природы Эстонии, Пеэп Мяннил является заведующим отделом мониторинга диких животных Центра экологической информации.

Комментарии
Copy
Наверх