ЦРУ: В Эстонии потребляли больше качественных продуктов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мальчики попивают квас и едят мороженое возле бочки с квасом в Ыйсмяэ, в Таллинне в 1983 году.
Мальчики попивают квас и едят мороженое возле бочки с квасом в Ыйсмяэ, в Таллинне в 1983 году. Фото: Пеэтер Ланговитс

Центральное разведывательное управление Соединенных Штатов Америки (ЦРУ) в   своих отчетах, посвященных экономике СССР, неоднократно указывало, что в Эстонии и других Прибалтийских республиках положение потребителей было более благоприятным,   чем в других регионах Советского Союза.

В 1990 году ЦРУ составило секретный отчет о ситуации со снабжением Советского Союза про­дуктами питания. Публикация этого документа находилась под запретом под страхом привлечения к уголовной ответственности вплоть до снятия секретности. Среди прочего, там приводится и такой анекдот.

«Михаил Горбачев выступает в Москве с важной речью. Он обещает, что к 2000 году у каждой советской семьи будет отдельная квартира. Все аплодируют. Горбачев продолжает. Он говорит, что к 2010 году у каждой советской семьи будет свой автомобиль.

Все аплодируют еще громче. Горбачев не останавливается: а к 2020 году у каждой семьи будет свой самолет! Слушатели в растерянности, они уже не хлопают, а перешептываются друг с другом. Наконец, кто-то из них встает: «А зачем нам эти самолеты?» — «А затем, что если твой друг позвонит из Новосибирска и скажет, что там поступила в продажу колбаса, ты мог бы очень быстро туда добраться».

Критерии положения системы
Из опубликованных (согласно Закону о свободе информации) в США документах ЦРУ видно, что американская разведслужба уделяла достаточно большое внимание ситуации со снабжением населения Советского Союза продовольствием. Тамошние очереди в магазинах, отсутствие товаров и погоня за дефицитом были прекрасно известны за океаном.

В ЦРУ предпринимались попытки на основании официальной статистики и прочих доступных данных делать прогнозы и выводы относительно того, сколько еще продержится советская система.

В отношении статистики потребления продуктов питания в Советском Союзе в отчете ЦРУ за 1990 год особо подчеркивается, что средние показатели по стране скрывают огромные различия по регионам.

В Прибалтийских респуб­ликах ситуация получше: «на каждого жителя там потребляют примерно на 30 процентов больше мяса по сравнению со средним уровнем». Зато в Средней Азии среднестатистический уровень по Советскому Союзу был недостижим не только по потреблению мяса, но, вопреки ожиданиям, даже по потреблению  фруктов и овощей. При этом ЦРУ отмечает, что статистика по данному региону ограничена.

Данный отчет посвящен тому периоду, когда перебои в снабжении достигли крайности, и различные регионы Советского Союза пытались воспрепятствовать вывозу товаров.

В Эстонии, например, правительство ЭССР осенью 1989 года постановило, что наряду с обращением рубля необходимо создать параллельную систему чеков — их назвали покупательскими знаками.

Половину зарплаты предполагалось выплачивать рублями, а половину — в местных покупательских знаках. Но эту систему все-таки вводить не стали. По всей Советской стране распространились системы талонов, в Эстонии в 1990 году была введена покупательская карточка.

Отчет ЦРУ за 1990 год указывает, что формальные ограничения на покупку товаров действуют уже по крайней мере в десяти союзных республиках из пятнадцати. «Эстония и Латвия недавно разрешили продавать дефицитные товары только своим местным жителям».

В начале 1990-х годов многие вспоминали прежнюю ситуацию со снабжением товарами, как стабильную, хотя из документов ЦРУ явствует, что дефицит продуктов питания охватывал советскую систему волнами.

Особенно важным в Соединенных Штатах считали наблюдение за ситуацией с продуктами питания в тот период, когда президент Джимми Картер в качестве ответной меры на советское вторжение в Афганистан наложил эмбарго на поставки товаров со стороны США. Это случилось в 1980 году, запрет на поставки действовал более года.

Позже комментаторы были довольно единодушны по поводу того, что действия Джимми Картера не возымели особого действия на руководство СССР. В ответ Москва вовсе не спешила выводить войска из Афганистана, а закупки зерна по мере возможности осуществлялись в других регионах.

Хотя в Советском Союзе и ходили анекдоты, типа «Брежнев сеет в Казахстане, а жнет в Канаде», однако, никакого всеобщего голода эмбарго на поставку зерна все же не вызвало. В 1980-х годах потребление зерна в Советском Союзе в пересчете на одного человека сократилось, однако увеличилось потребление других важных продуктов, таких, например, как сахар и мясные изделия.

«Хорошо снабжаемый Таллинн»
Обзор ЦРУ о влиянии эмбарго США на экспорт зерна, составленный летом 1980 года, также показывает его влияние на ситуацию в Эстонии. «После недавнего визита … (имя явно стерто — А.И.) в Таллинн — как правило, хорошо снабжаемый город — обнаружил, что «в самом лучшем продуктовом магазине города» уже через час после открытия прилавки с мясом и другими продуктами питания были наполовину пусты», — сказано в документе.

В тот год нехватка зерновых стала для Советского Союза серьезной проблемой, однако ее обусловило не столько эмбарго США, сколько скудный урожай зерна в 1979 году.

ЦРУ отмечает, что в первом квартале 1980 года в СССР забили скота даже больше обычного. Причиной послужила нехватка продовольствия. Запасы мяса временно помогли смягчить проблему, однако уже с весны стало играть роль то обстоятельство, что животных перед забоем плохо кормили.

В любом случае ЦРУ не могло не замечать, что продовольственный кризис 1980 года вызывает недовольство населения Советского Союза. «Крайняя степень чувствительности советских потребителей в отношении нехватки мяса свидетельствует, что снабжение мясом является в стране важнейшим показателем достатка».

«Даже если мясо есть в продаже, трехчасовые очереди — не редкость, а ограничения на количество товара — обычное дело».

Нехватка продовольственных товаров вызвала на советских автомобилестроительных заводах в Тольятти и Горьком акции протеста, говорится в документе. «Протесты закончились мирно, когда власти доставили свежие продукты и прочие товары».

Поскольку плановая система ведения экономики СССР кардинально отличалась от американской (в том числе и от нынешней эстонской), аналитики ЦРУ приводят в документах обзор, как вообще функционирует советская торговля.

«Среди предприятий розничной торговли преобладают в основном государственные магазины, которые расположены преимущественно на городской территории, а также существуют потребительские кооперативы, в большинстве случаев в сельских регионах.

Несмотря на то, что количество магазинов растет, многие государственные и кооперативные магазины работают примерно так же, как и на стыке столетий. Клиенты стоят в очереди к прилавку за желаемым товаром, потом опять стоят в другой очереди, чтобы оплатить покупку и затем вновь возвращаются в первую очередь».

Пытались улучшить положение экономики
Подобная система вынуждает людей тратить огромное количество времени, сказано в документе ЦРУ. «Для того, чтобы приобрести скудный набор продуктов, работающие женщины тратят около пяти часов в неделю. [---] Советские исследователи подсчитали, что работники розничной торговой сети каждый день тратят по четыре-пять часов на упаковку товаров. Для повышения качества обслуживания времени остается очень мало».

ЦРУ ссылается также на «исследование советских ученых», согласно которому, в 1988 году неудовлетворенный спрос в Советском Союзе на продукты питания составлял в денежном выражении 25-30 миллиардов рублей, или почти 20 процентов от общей продажи продовольствия.

«Несмотря на то, что розничные цены оставались на относительно низком уровне, а доходы росли в запланированном объеме или даже опережали его, производство сельскохозяйственной продукции за ними не поспевало».

Конечно, доступность продуктов питания для потребителей была всего лишь одним из аспектов советской экономической системы, на которые ЦРУ обращает внимание в соответствующих отчетах.

В документах рассматриваются также различные меры, с помощью которых КПСС пыталась улучшить функционирование советской экономики — начиная с т.н. косыгинских реформ (Алексей Косыгин долгое время возглавлял правительство СССР. — Ред.) в 1960 году и заканчивая новшествами со стороны Горбачева в ходе перестройки в середине 1980-х годов.

ЦРУ анализировало завод в Копли
Помимо общего обзора советской экономики, ЦРУ подробно рассматривало деятельность отдельных секторов и даже единичных предприятий, особенно в тех случаях, когда последние имели военное значение. Одним из таких предприятий, удостоившихся персонального внимания, стал Балтийский судоремонтный завод в Таллинне — в документах ЦРУ он фигурирует как «Русско-Балтийский судостроительный завод №890».

ЦРУ собирало данные как относительно ледовой обстановки и месторасположения, так и климатических условий и транспортного сообщения. Однако при чтении документов, датируемых 1995 годом, можно убедиться, что уже тогда многие данные были устаревшими и базировались в основном на косвенной информации, нежели полученной непосредственно в Эстонии или непосредственно на заводе.

Так, например, в обзоре ЦРУ приводится: «Завод явно придерживается практики аналогичных судостроительных заводов Советского Союза и работает в одну восьмичасовую смену. Возможно, что приоритетные ремонтные работы проводятся и при большем количестве смен».

По мнению аналитиков ЦРУ, главной проблемой для судоремонтного завода в Копли стал поиск квалифицированной рабочей силы. «Поскольку завод функционирует как придаток военного флота, при поставках материалов или рабочей силы он имеет преимущественное положение по сравнению с судоремонтными предприятиями торгового или речного флота».
К документам прилагался схематичный план завода.

Рассматривая в целом документы ЦРУ, опубликованные на основании закона США о свободе информации, можно сказать, что материалов, касающихся конкретно только Эстонии, среди них мало, и они относятся преимущественно к периоду правления Горбачева, когда идет обсуждение возможности выхода Прибалтийских республик из состава СССР.

Из более раннего периода ссылки на страны Балтии встречаются лишь в отдельных документах, а более основательных обзоров или нет, или их обработка в целях обнародования сочтена недостаточной. Большинство документов «подчищено», а это означает, что некоторые их части стерты или прошли цензуру — особенно те, в которых приводятся ссылки на источники информации.

Антиалкогольная кампания Михаила Горбачева натолкнулась на противодействие руководства

В отчете, посвященном антиалкогольной кампании Михаила Горбачева, ЦРУ пришло к выводу, что кампания эта занималась реально важной проблемой и увенчалась определенным успехом.

«В 1984 году работники располагавшегося в Латвии завода автомобильных запчастей, находясь в нетрезвом состоянии, не могли обеспечить поступление на конвейер деталей», — приводит документ один из многих примеров, позаимствованный из советских СМИ.

«В 1985 году в Ленинграде во время публичной лекции лектор, являвшийся сторонником советского режима, заверил, что алкоголь представляет для Советского Союза большую опасность, чем антикоммунисты».

Согласно отчету ЦРУ, кампания Горбачева добилась того, что «на некоторых предприятиях пить перестали, а на других это явление уменьшилось». Однако среди советского руководства не было единодушия — Егор Лигачев хотел расширить кампанию, в то же самое время первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий пытался противодействовать ее полномасштабной реализации.

«Среди чиновников кампания воспринималась презрительно, они утверждают, что суровые меры могут спровоцировать беспорядки и Горбачеву следовало бы прежде, чем вводить ограничения на употребление алкоголя канализировать недовольство работников в какое-то иное русло».

Горбачев требовал от чиновников, чтобы они показывали пример. «Советы больше не подают алкоголь на официальных приемах. Даже министр иностранных дел (Андрей) Громыко не стал исключением из этого правила. Москва даже попросила, чтобы на Кубе участвовавшим в официальных мероприятиях советским чиновникам алкоголь не предлагали».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх