Reporter: Банк Эстонии подделал документы? Афера на миллиард крон

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Reporter

Почти 20 лет была покрыта завесой тайны судьба денег, которые должны были вернуться из российского фонда ВЭБ (Внешэкономбанка), и вот в распоряжении журналистов Kanal 2 оказались документы о том, что причина молчания Банка Эстонии может быть в том, что он подделывал документы.

Это может быть крупнейшая кража госимущества в истории Эстонии, предполагает Reporter.ee.

В 1991 году Россия заморозила у себя деньги эстонских коммерческих банков, из-за чего эстонское государство и предприниматели потеряли порядка миллиарда крон. В распоряжении Kanal 2 имеются документы, из которых следует, что большая часть этой суммы была переведена из России и деньги достались неизвестной частной фирме, а не Эстонии.

Причем, как следует из письма ликвидатора ВЭБ в Госсуд, помогал процессу руководимый тогда Сиймом Калласом Банк Эстонии, сознательно предоставивший для осуществления сделки ложные данные. В результате неизвестная российская фирма положила себе в карман 420 миллионов крон.

Схема была следующая. В 1995 году в Банк Эстонии из российского банка поступило письмо, в котором говорилось, что деньги будут возвращены только российским фирмам. В письме ликвидатора ВЭБ указано, что сумма замороженных в России активов российских фирм составляла 36,6 миллиона крон. Банк Эстонии решил самовольно увеличить эту сумму до 453 миллионов, причем так, чтобы деньги были переведены одной конкретной фирме, TSL International.

Ликвидатор ВЭБ Рейн Ярвелилль подтвердил, что предоставленные документы были ошибочными и сумма был несколько больше. «Несколько больше» означает, что Банк Эстонии написал в строке TSL International требование в размере 32 миллионов долларов США, то есть почти 420 миллионов крон.

В рамках схемы принадлежащие Эстонии 360 миллионов крон были переведены через Ühispank фирме TSL International. После этого TSL International исчезла.

Позволил ли Банк Эстонии, предоставив ложные данные, обогатиться российской фирме TSL International, причем за деньги эстонских налогоплательщиков? В процессе реализации описываемой схемы банк продал свои требования за 12%.

«Наверно, эти 12% – правильная сумма, которая за них была получена», – предположил Ярвелилль. Таким образом, требования эстонских налогоплательщиков в размере 360 миллионов крон получила возможность реализовывать TSL International.

В 1999 году у тогдашнего президента Банка Эстонии Вахура Крафта спросили в Рийгикогу, почему Эстония продала эти требования так дешево. Крафт тогда ответил, что сделка была выгодной.

Пообщавшийся с программой Reporter министр обороны Урмас Рейнсалу, сказал, что ничего не знает о фальсификации, а министр внутренних дел Кен-Марти Вахер полагает, что документы нужно передать в распоряжение соответствующим органам, потому что общественность желает знать, что произошло на самом деле. Министр экономики и коммуникаций Юхан Партс порекомендовал обратиться в Банк Эстонии.

Банк Эстонии ответил на запрос, что, поскольку судебная тяжба еще идет, он тему не комментирует.

Госпрокуратура получила в свое распоряжение указанные документы и пообещала в понедельник сообщить, что предпримет в связи с этой информацией.

Помимо описанной схемы, Ярвелилль в своем письме в Госсуд указывает также, что с сертификатами ВЭБ была осуществлена неизвестная сделка на сумму в 108 миллионов крон. И по поводу этой сделки не сохранилось никаких документов, хотя обязательства о ее хранении лежали на Ühispank.

Ключевые слова

Наверх